
Драматические спектакли в Москве
В связи с введением запрета на проведение массовых мероприятий в Москве события могут быть отменены или перенесены. Подробную информацию уточняйте у организаторов.









































Последние отзывы о драматических спектаклях в Москве
Елена Смирнова
21 сентября 2023Театр «Театр Романа Виктюка»В далеком 2006 году гениальный театральный режиссер Роман Виктюк, ставивший по одному спектаклю к своему Дню Рождения, отметил свое 70-тилетие аж двумя спектаклями – в своем театре он возобновил «Служанок», а в антрепризе - малоизвестную у нас комедию польской беллетристки Габриэли Запольской «Масенькие супружеские преступления» (но играли в ней актеры ТРВ).
Так как я стала фанаткой этого театра лишь в 2012 году, то этот спектакль, очень быстро по каким-то неведомым мне причинам, сошедший с подмостков, прошел мимо меня.
И вот в прошлом году замечательный режиссер Андрей Боровиков, много лет проработавший незаменимым ассистентом Мастера, возобновил эту его постановку, немного изменив ее название. Теперь это «Масенькие супружеские игры»
Мне попалось на глаза интервью Романа Гигорьевича, которое он дал практически сразу после премьеры.
В нем он рассказывает, чем привлекла его пьеса одной из наиболее почитаемых драматургесс Польши.
Кстати, согласно легенде – Габриэль Запольская попросила Виктюка поставить свою пьесу, когда он пришел к ней на кладбище… Не удивляйтесь - Ее могила находится на старом львовском кладбище, а Виктюк родом из Львова.
Итак, легендарный режиссер считает, что в «Скизе», как называется пьеса в оригинале - предугадан весь психоанализ ХХ-го века.
Скиз - это такая карта в карточной игре, которая, если попадает тебе в руки, то ты выигрываешь. Как джокер.
В пьесе Запольской таким джокером выступает молодая кровь.
«Герои ее пьесы – немолодая супружеская пара. Герой влюбляется в девушку, а героиня – в юношу. И они делают это… неоднократно. Тем самым, через это приобщение к свежей крови, сохраняя свои старые чувства живыми. Этот секрет не нов, его знали многие. Юная кровь дает омоложение старой, позволяет вернуть ощущение новизны и свежести бытия» (из интервью Виктюка).
Итак, главные действующие лица пьесы – две супружеские пары.
Мушка (Анастасия Якушева) и Витольд (Дмитрий Малашенко) – молодожены, а Лулу (Людмила Погорелова) и Анатоль (Олег Исаев) близки к серебряной свадьбе.
Примечательно, что Андрей Боровиков возобновил спектакль с тем же актерским составом, что и в 2006 году!!!
Правда, Мушкой у меня была другая актриса (не менее прекрасная и тоже с замечательными вокальными данными), но и Анна Подсвирова по-прежнему ее играет.
Наконец-то я увидела на сцене красавца Дмитрия Малашенко!
Они с Игорем Неведровым, такие непохожие ни внешне, ни по темпераменту, играют одни и те же роли. Так, после ухода Дмитрия из ТРВ на роль Есенина в спектакле «Сергей и Айседора» ввели Игоря. А в этом спектакле оба в составе играют Витольда.
Как всегда у Виктюка задействована и красивая мужская массовка. Здесь они названы Дворецкими и в их роли выходят на сцену Игорь Теснин, Кирилл Шендеров, Алексей Галкин и Ян Латышев (сколько новых лиц!)
На их долю выпало быть и домашней прислугой, и купальщиками в полосатых костюмах (не у одной меня при их появлении возникла ассоциация с путти), и гостями на маскараде…
Смотреть на пластический рисунок их роли – сплошное удовольствие – режиссер по пластике Владимир Аносов прекрасно знает свое дело (одни выкрутасы на шесте чего стОят!)
Как и художник-сценограф Владимир Боер и художник по свету Сергей Скорнецкий, оформившие с Виктюком не один спектакль.
У них, как всегда, все продумано до мелочей.
Мой любимый Олег Исаев прекрасно изобразил немолодого ловеласа, который не прочь приударить за молодой красоткой, но … на решительные шаги, отнюдь, не готов.
А теперь начну петь дифирамбы Людмиле Погореловой. Я бы назвала этот спектакль ее бенефисом – как бы не были в нем хороши остальные исполнители, все зрительское внимание приковано к ее Лулу.
Актриса обладает таким шармом и может с помощью одной только интонации столько оттенков своей роли передать, что каждый раз просто диву даешься!
А в этом спектакле в уста ее персонажа еще и заложены все основополагающие догматы, главный из которых Лулу произносит в конце спектакля - «Лучше муж молодой и свой, чем старый и чужой».
Спектакль «Масенькие супружеские игры» – очень вкусный коктейль, намешанный из ирoничнoгo и тoнкoгo, смешнoгo и мудрoгo…
И посмотрела я эту незамысловатую, на первый взгляд, семейную комедию с превеликим удовольствием!
Mariya Godlevskaya
19 сентября 2023Театр «Театр Романа Виктюка»"...Мы - без дepьмa, мы - без костей,
А там людские страсти,
Любимая - из всех страстей,
Поползать перед властью.
Итак уже из века в век,
Он первый из кривляк,
Посмотришь - вроде человек,
А поползет - червяк..."
В. Гафт
Как говорится, все новое - хорошо забытое старое. Подтверждение этому можно найти много в чем, и в том числе в литературе. Приведу примеры из как раз недавно просмотренного мной. "Орфей спускается в ад" Уильямса - современная версия древнегреческого мифа, тургеневский "Степной король Лир" и "Коварство и любовь" Шиллера - обновленные шекспировские "Король Лир" и "Ромео и Джульетта". Вечное - вечно!
Еще один спектакль в Театре Романа Виктюка - "Коварство и Любовь", который я посмотрела следом за "Орфеем". Но на сей раз режиссер - сам Роман Виктюк, и это еще одно великое наследие, которое он оставил своим благодарным зрителям. История о любви, коварстве, предрассудках, рассказанная под рок-музыку. История, в которой козни Вурма не имеют противодействия, в которой зло одерживает победу над добром. Спектакль не просто смотрится, он врезается острыми лезвиями, оставляя неизгладимые впечатления. Пронзающе громкие хлопки металла, музыка разрывает пространство. А когда сцену накрывает тишина, каждый зритель слушает, затаив дыхание, словно надеется услышать биение разбитых сердец героев спектакля. Резко, мощно, бескомпромиссно.
Картинка спектакля черно-белая, мир на сцене разделен на черное и белое, на добро и зло. Текст Шиллера очень интересно и удачно дополнен специально написанным для спектакля Валентином Гафтом стихотворением про червей. Благодаря ему становится очевидно, почему Вурм приобрел облик человека, исполнив свой хитрый и подлый план. И в целом, очень сложное и очень сильное противопоставление людей, насаживающих червей живьем на крючок, и червей, поедающих плоть людей после смерти. Стихотворение это не читают, его поют Дмитрий Бозин и Стас Мотырев, демонстрируя свою пластику, извиваясь, словно черви, и язык тел так же превосходно дополняет постановку. Впрочем, и все реплики в спектакле произносятся гипнотизирующим напевом. Декорации для постановки - металлические: скос тяжелых дверей, они же - гильотины; решетчатые трибуны, они же - изгороди и клетки. И музыка, громом раскалывающая пространство, подобрана столь же тяжелая, в одной из композиций я узнала Рамштайн. Вурм (wurm) с немецкого переводится как червяк, немецкая музыка, - не к Третьему ли рейху сделал отсылку Роман Виктюк? В противовес земной тяжести с потолка свисают две легких ткани - белая и черная, но их значение я не очень поняла, как и не поняла, почему Вурм поменял костюм с черного на белый практически уже перед трагическим финалом. Что это за игра в шахматы, где черные фигуры, "съедая" белые, сами становятся белыми?
Помимо прочего, роль Вурма исполняли заезды этого театра - Дмитрий Бозин и Стас Мотырев. Недаром в процессе знакомства с Театром я увидела в Мотыреве достойного последователя Бозина. Как единое целое - два шикарных талантливых актера с точеными торсами, пластичные, харизматичные, в оригинальных костюмах - они, олицетворение мужской красоты, искуса и зла, притягивали взгляды зрителей. Да, я не оговорилась - Вурма изображали сразу два актера, и это, по моему мнению, несет в себе сразу несколько смыслов. Две части одного целого - червь, разрубленный пополам, но лишь размножившийся, а не погибший. Он же - темный многоликий персонаж, существо с двойным дном. И, наконец, в этом прослеживается двойная мощь темной стороны. Хочется также отметить Леди Мильфорд в исполнении великолепной актрисы Анны Нахапетовой. Очень мощная энергетика, один из сильнейших персонажей постановки.
Описывать этот шедевральный спектакль можно долго, но лучше все увидеть своими глазами. Лично мне он впечатался в память навсегда, как, впрочем, и многие другие постановки Театра Романа Виктюка. Из Театра уходишь заряженный тем электричеством, которое буквально искрит на сцене от взаимодействия актерской игры, движений, мимики, речи, музыки, костюмов, декораций и света. А главное - перед спектаклем сделайте глубокий вдох, потому что выдохните вы только когда вновь зажжется свет в зале. Браво!
Яна Захарченко
19 сентября 2023Театр «Театр Романа Виктюка»И каждый раз, вновь и вновь, смотря спектакли в театре Виктюка, мне хочется разгадывать его метафоры, терять голову и чувствовать…
Спектакли, поставленные Романом Виктюком – сложные, захватывающие и интересные, их хочется впитывать и чувствовать всем телом. Для меня театр Виктюка – это в первую очередь поток энергии в чистом виде.
Спектакль по пьесе Шиллера о трагичной любви юной Луизы и аристократа Фердинанда - пластически и музыкально выразительная постановка полная ассоциаций и пробуждающая желание разгадывать заложенные режиссером смыслы.
Влюбленная пара пытается сохранить свои чувства сквозь интриги и козни, у них есть только светлое чувство, которое они питают друг к другу. Справятся ли они с внешними обстоятельствами, смогут ли сохранить то светлое, что есть между ними двумя или «разделятся», словно вурм? Шиллер написал трагедию о любви, где влюбленные оказались жертвами коварства. Режиссер Виктюк, в своем спектакле показывает, что жизнь без этого светлого чувства бессмысленна, пуста и нет смысла следовать навязанным идеям других людей. Он проводит анализ любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Здесь нет места для привычного романтизма Шиллера, здесь о любви без прикрас, о цинизме и подлости мира, об искушении предательством, о том, как низшие инстинкты разъедают сердца и души и превращают людей в агрессивных, безжалостных животных, лишенных сострадания и веры.
Луиза и Фердинанд начинают терзаться сомнениями, внутренняя целостность их пары нарушается и каждый из них допускает роковую ошибку…
Декорации: на сцене мы видим ряд дверей тюремных камер, которые символично нечто схожее с капсулой-гробом, они образуют острые наклоненные лезвия гильотины, а в самом центре сцены сооружена, огромных размеров гильотина, лезвие которой возведено и готово мгновенно прийти в действие и разрубить человека пополам, словно дождевого червя. А развевающаяся под колосниками белая и черная сорочки, поочередно накрывают героев, словно саван, укутывая то в темные энергии, то в жертвенные, поглощая все вокруг.
Давайте вспомним, какой символизм несет дверь? Это символ перехода, символ развития ситуации и трансформации. Персонажи пьесы, постоянно проходят сквозь символические грохочущие двери, некоторые застревают в них и бьются в конвульсиях, кто-то и вовсе не может выбраться, но каждый претерпевает неизбежную трансформацию.
В постановке Романа Виктюка герой Вурма разделен на две части - он двуличен, способен существовать, выживать и приспосабливаться к любым обстоятельствам. Они управляют самыми низкими инстинктами человеческих желаний, словно червь, они пробираются внутрь человека и начинают поедать его мгновенно видоизменяя облик человека, делая его алчным, ненавидящим все и всех вокруг и жаждущим власти и идущего напролом к той самой власти.
Вся постановка пестрит символами расщепления и раздвоения, социального неравенства (любовь дочери музыканта и сына президента)– это прослеживается и в костюмах, где преобладает только черный и белый цвета, и в ролях актеров - Вурма исполняют два актера, Дмитрий Бозин и Станислав Мотырев. Раздвоение прослеживается и в костюмах. К слову, стильные костюмы актеров очень напоминают коллекцию дизайнера Рика Оуэнса - острые плечи, обнаженные торсы и черно-белая цветовая гамма. Мой внутренний эстет ликует от совершенства всей сценографии спектакля.
Музыкальное оформление спектакля делает целостной всю картину постановки, в нем есть место и Рамштайн и Маррика Рекк–In der Nacht и Michael Jackson - Got To Be There, которую я продолжала напевать еще несколько дней после просмотра спектакля.
В этом спектакле я открыла для себя талантливого актера Игоря Неведрова, до сего момента знакома была только с его режиссерскими работами.
Тем, кто еще не успел посмотреть «Коварство и любовь» в театре Виктюка – почитайте перед просмотром пьесу Шиллера.
Подводя итог просмотра спектакля «Коварство и любовь» в театре Романа Виктюка хочется сказать, что для меня, в первую очередь, это эстетически красивое действо – совершенная пластика, магическое владение голосом, актеры с внешностью, то ли атлантов, то ли греческих богов - это эстетическое совершенство. Яркая театральная манера Виктюка не оставит равнодушным никого.

Яна Захарченко
17 сентября 2023Театр «Театр Романа Виктюка»В год юбилея Владимира Маяковского - 130 лет со дня его рождения, Театр Романа Виктюка представил спектакль «Баня», основанный на одном из самых знаменитых произведений поэта.
Карикатурный, перевёрнутый мир бюрократической машины в режиссуре Сергей Захарин предстанет увиденным глазами самого Маяковского, роль которого исполнил Дмитрий Бозин.
Персонажи пьесы «Баня» соорудили машину времени, на которой решили отправиться в 2030 год…
А мы теперешние находимся за 7 лет до описанных событий в пьесе Владим Владимыча Маяковского «Баня». Это такая машина времени, в которой не только персонажи являются путешественниками, а и мы, фактически, мы сегодняшние смотрим на них, очень интересный поворот.
Спектакль «Баня», основан на одном из самых знаменитых произведений поэта.
«Баня» - одно из самых знаменитых произведений поэта, написана в 1929—1930 годах. Общество встретило «Баню» чрезвычайно резкой критикой. Спустя некоторое время произошло роковое событие и с самим автором пьесы. «Баня» значима в творчестве Маяковского. Эта пьеса вошла в золотой фонд советской комедиографии, и сам Владим Владимыч Маяковский говорил о ней: «...хочется дать, особенно в эпоху пятилетнего строительства, дать не только критикующую вещь, но и бодрый, восторженный отчет, как строит социализм рабочий класс».
Именно этим «восторженным отчетом» и одновременно сатирическим произведением стала «Баня». В идею «Бани» положена - борьба нового со старым, мешающим нашему движению вперёд, борьба за самокритику, за нового человека - творца, строителя. Высмеивает общественные пороки того времени — бюрократизм, приспособленчество и пустословие. И каждый герой «Бани» является представителем определенного социального типа. Также важной составляющей образов героев является фамилия каждого из героев: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Говорящая фамилия «Победоносиков» с корнем «победа» подчеркивает, что он не любит поражений, но он все-таки не «Победоносцев», а всего лишь «Победоносиков» - победы его ничтожны, мелки и кроме него самого они никому не нужны. Да и его должность не более значима: «главный начальник по управлению согласованием» (главначпупс) лишь отражает ее бюрократическую ненужность.
Еще задолго до того как персонажи «Бани» предстанут перед нами, Маяковский (засл. артист Дмитрий Бозин) наблюдает за собирающимися в зале зрителями, с театральных колосников. Потрясающая идея режиссера Сергея Захарина добавить в действо самого поэта Маяковского, который наблюдает за разворачивающимся действом и отправляется вместе с персонажами своей пьесы в 2030 год... Сбылись ли его мечты там, в 2030?
Спустя несколько мгновений начнется действо, и зрители отправятся в удивительное путешествие на машине времени, которую соорудил Чудаков, увидят гостью из далекого 2030 года - Фосфорическую женщину, которая прибыла к ним всего лишь на 24 часа.
Спектакль премьерный, ему еще предстоит «обрасти» встать на ноги. Спектакль очень красив визуально и в этом заслуга художника Юлии Коротковой. Сценография спектакля - минимализм. В ней перемешана поэзия и внутренние ощущения Маяковского в период, когда он писал «Баню». На сцене мы видим коробки, из которых появляются персонажи бани – это отсылка к бюрократической машине. В конце постановки коробки рухнут, и Победоносиков окажется под жерновами, своей же бюрократической машины. Маяковский особенно ярко выразил свою точку зрения – всем известно, каковым было его отношение к мещанам и бюрократам, эта тема занимала его на протяжении всего периода его творчества. Он высмеял все то, что препятствовало развитию государства и мешало расцвету страны.
И Фосфорическая женщина (Виктория Савельева) отбросит весь этот ненужный балласт. Появление именно этого персонажа в постановке невероятно красивое действо! Очень рекомендую, когда будете смотреть спектакль, обратить внимание на общую картину появления Фосфорической женщины, там есть отсылка к мировому шедевру и это божественно красиво!
Особенно хочется отметить световое оформление спектакля - свет играет очень большую роль в этом спектакле – он, словно, еще один участник всего действа, живой организм.
Музыкальное оформление спектакля подготовила Людмила Платонова – потрясающая музыка, ее просто необходимо услышать и о музыкальном оформлении хочется сказать, что совпало все – и музыка и свет и визуальная составляющая спектакля. О таких постановках говорят – все к месту.
Спектакль сделан на высоком профессиональном уровне. Актеры не просто играют, они живут и получают удовольствие от того, что происходит на сцене. А зрители в зале реагируют восторженно, и с каждым мгновением хочется впитывать в себя действо.
Завершается пьеса вопросом Победоносикова, обращённым ко всем, в том числе и зрителю: «Что вы этим хотели сказать, — что, такие как я и вроде не нужны для коммунизма?!».
И искренне хочется, чтобы спектакль зажил своей жизнью! Ведь премьера говорит нам о том, что «ребенок родился», а дальнейшее зависит от многих факторов, он будет расти, развиваться, набираться сил и опыта и займет свое место в ожерелье репертуара театра Виктюка!

Яна Ланская
7 августа 2023Театр «Театр Романа Виктюка»Театр Романа Виктюка открыл 27-й сезон показом спектакля «Пир»
04.08.2023 состоялся сбор труппы Театра Романа Виктюка!
Художественный совет театра режиссеры, ведущие артисты театра Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Сергей Захарин, Александр Тарасов и директор театра Александр Смертин рассказали о планах на 27-й сезон, в котором ожидается большое количество интересных событий, премьер, встреч и проектов.
27-й театральный сезон будет насыщен яркими запоминающимися премьерами, интересными творческими вечерами, экскурсиями и другими театральными событиями, о которых я расскажу вам чуть позже.
5 августа Театр Романа Виктюка открыл 27-й сезон показом восстановленного спектакля «Пир» режиссера Дениса Азарова, первые показы которого прошли в июне 2021 года. В 2022 году спектакль был внесен в Long List 2022 Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации Самые заметные спектакли сезона 2020-2021 гг. по мнению экспертного совета. Основатель театра Роман Григорьевич Виктюк обращался в работе к авторам-обэриутам, его интересовал театр парадокса.
Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, Яков Друскин, Леонид Липавский, Николай Заболоцкий. Спектакль о судьбах поэтов, писателей, философов 20-30-х годов XX века. Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), декларирующее ВНЕреальное. Их пиры. Их тексты, их разговоры, их фантазии. Их сны. Их хулиганство. Их поиски чуда. Их жизни. Их гибель. Это спектакль о них и не совсем о них. Грустный и смешной. Страшный и трогательный. Спектакль о чуде, в обязательный приход которого все они так верили, и которого не дождались. И о чуде, которое свершилось, спустя сорок лет после их ухода. Когда они, не нужные никому, – внезапно – стали нужны всем.
Итак, в новом 27 театральном сезоне в Доме Света состоятся экскурсии по театру, мастер классы артистов, будет продолжена работа с совсем юными зрителями – яркая, насыщенная новогодняя компания, с анимационной программой у новогодней ёлки в фойе театра.
Любовь к искусству прививается с малых лет юным зрителям, которые в будущем непременно станут постоянными почитателями театра.
Также театр примет активное участие в общегородских акциях.
26 августа театр примет участие во Всероссийской акции «Ночь кино». Состоится творческий вечер с участием ведущих артистов театра, зрители увидят демонстрацию отрывков из фильмов, режиссером которых был Роман Виктюк. Продолжит этот вечер встреча с артистами театра в библиотеке на Аргуновской улице.
На этом яркие события не заканчиваются, и театр представит для зрителей ко Дню города следующие мероприятия:
9 сентября – состоится праздничный концерт артистов театра, посвященный любимой Москве! Прозвучат популярные песни, стихи и музыкальные композиции.
10 сентября – экскурсия по театру и показ спектакля «А все-таки вы хорошая» по дневникам и произведениям Марины Цветаевой.
Также ко Дню города в фойе Театра Романа Виктюка будет открыта интерактивная выставка «Архитектура Мельникова». Зрители смогут прикоснуться к истории архитектуры Москвы глазами великого архитектора, рассматривая и изучая материалы выставки на видеоэкранах.
В октябре ко Дню рождения Романа Григорьевича Виктюка, театр готовит сюрприз для зрителей – это будет особенное мероприятие, которое будет посвящено последней законченной работе Романа Григорьевича Виктюка – спектаклю «Отравленная Туника» по пьесе Николая Гумилева. Состоятся творческие встречи с артистами театра, театр планирует показать уникальные материалы о создании спектакля и, конечно, состоится показ самого спектакля.
Здесь я хочу добавить то, что «Отравленная Туника» - великий спектакль и его стоит увидеть каждому зрителю. Спектакль не оставит равнодушным никого. Если вам еще неведомо ощущение катарсиса – то это именно тот спектакль, который позволит вам испытать его во всех красках! Рекомендую перед походом прочитать пьесу Николая Гумилева «Отравленная Туника».
В ноябре театр планирует принять участие в Международной выставке-форуме «Россия», которая откроется 4 ноября на территории ВДНХ.
А еще в театре Романа Виктюка планируется совместная интересная большая работа с театром Ефима Шифрина по предложению самого Ефима Шифрина. Зрителей ждет премьера спектакля «САТИРиКА» по произведениям Саши Черного, режиссер Сергей Захарин.
В новом 27 сезоне театр представит такие премьеры:
В сентябре театр выпустит две премьеры:
8 сентября – спектакль «Баня» Владимира Маяковского, режиссер Сергей Захарин. Карикатурный, перевёрнутый мир бюрократической машины в режиссуре Сергея Захарина предстанет увиденным глазами самого Маяковского, роль которого исполнит Дмитрий Бозин.
Персонажи пьесы «Баня» соорудили машину времени, на которой решили отправиться в 2030 год… Дмитрий Бозин, исполнитель роли Маяковского о спектакле:
«В спектакле много пластики, танцевальных фрагментов, гротеск персонажей обязывает к этому. К тому же в пьесе много условностей. Например, машина времени, которую изобрел Чудаков воображаемая. Уверен, что юмор, который Маяковский заложил в пьесу, будет понятен и зрителям нашего времени, так как многое из того, о чем писал поэт актуально смешно и сейчас.
30 сентября – спектакль «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, режиссер Александр Тарасов.
Драма трех тесно переплетенных судеб и одной сбывшейся мечты — сбывшейся, пусть и очень поздно, пусть и на осколках мечты другой…
Это одна из самых человечных и камерных пьес о страшном времени блокады Ленинграда, рассказ не о героях и героическом времени — история простых людей, с их достоинствами и недостатками, добротой, обидами, странностями, любовью и дружбой.
В спектакле будет необыкновенное пространство и декорации с лестницами, уходящими высоко в небо, в небо к своей мечте.
Еще одна премьера сезона - спектакль «Почти смешная история» Эмиля Брагинского, режиссер Александр Карпушин.
Для постановки «Славянских мифов» в Театр Романа Виктюка приедет Нана Татишвили, художник и актриса, которая много лет проработала в японском театре Тадаши Судзуки. Вместе с ней над спектаклем будет работать режиссер Игорь Неведров.
Следующая премьера - спектакль «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта, режиссер Андрей Боровиков.
Также театр планирует до конца 2024 запустить работу над следующими проектами:
- «Река Потудань» по мотивам повести Андрея Платонова и произведениям Павла Бажова, режиссер Дмитрий Бозин.
- «Сон в летнюю ночь» Вильям Шекспир, режиссер Игорь Селин
- «Песнь песен» истории о любви, режиссер Максим Мышанский
- «Каин» трагифарс, режиссер Глеб Черепанов
- «Веранда в лесу» Игнатий Дворецкий, режиссер Кирилл Шендеров
- «Маскарад» Михаил Лермонтов, режиссер Игорь Селин
А самое главное и знаковое событие 27 театрального сезона состоится 20 сентября – зрителей ждет специальный юбилейный показ легендарного спектакля Романа Виктюка «Служанки», которому исполнится 35 лет. Этот спектакль является жемчужиной в Доме Света Романа Григорьевича Виктюка.
Театр открывает двери нового, 27 сезона в Доме Света на Стромынке, 6!

Яна Захарченко
11 июля 2023Театр «Театр Романа Виктюка»Премьера "Островский. Авангард" в театре Романа Виктюка
26 Сезон в Театре Романа Виктюка выдался плодотворным. Публике было представлено большое количество премьер и вот, к закрытию сезона, театр подарил нам еще одну премьеру «Островский. (точка) Авангард» в честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского — Театр Романа Виктюка сыграет лучшие сцены о любви из его пьес.
Это непривычный для данного театра формат спектакля. Но давайте обо всем подробнее.
30 июня в театре Виктюка премьера, я была на предпремьерном пресс-показе и наше путешествие по известнейшему памятнику советского конструктивизма и одного из главных творений Константина Мельникова - ДК Русакова, было построено немного иначе, нас не разделяли на две группы. Мы начали свое путешествие из фойе театра, которое символизирует подсознание, и начали свое перемещение к высшему уровню сознания по лестницам, ведущим на балконы и далее уходящим в небо.
ДК имени Русакова спроектирован в виде неполной шестеренки с глядящими на три стороны зубцами. Именно в этих зубцах и располагаются три балкона с местами для зрителей. Каждый из балконов служит отдельным зрительным залом и выходит в одно пространство, которое объединено большой сценой. Каждый из балконов может быть самостоятельным залом. Но самая невероятная красота открывается с авансцены театра. Взору открываются все пять объемов зрительного пространства — три наверху и два внизу. Увидеть эту красоту можно только с авансцены. Зал, залитый светом и невероятным потоком энергии. Именно в этот момент становится понятно, почему Роман Григорьевич Виктюк называет театр Домом Света. И дело здесь не только в окнах, высотою в несколько этажей, которые наполняют пространство лучами солнечного света. Само пространство живое, я ощущала его каждой клеточкой своего организма и сознания, когда стоишь на авансцене, закрываешь глаза и чувствуешь этот поток энергии и света, проходящий сквозь все тело, и ты уже не просто человек, ты становишься проводником этого потока дикой и мощной энергии. Я очень рекомендую всем попробовать прочувствовать это ощущение потока и мурашек по всему телу. А чтобы это сделать, достаточно просто прийти на спектакль «Островский. Авангард».
Что же это за спектакль - «Островский. Авангард» это, скорее иммерсивный спектакль-путешествие, он поставлен таким образом, что зрители путешествуют по пространству театра, и само здание театра становится еще одним участником всего действа наряду со зрителями и актерами. Все, буквально, пропитано потоком энергии между зрителем, пространством и актерами. Роман Григорьевич Виктюк мечтал поставить спектакль в своем Доме Света, где зритель сможет увидеть зал глазами актеров. Зал, залитый солнечным светом, зал в котором хочется дышать и творить, творить искусство и добро.
По задумке зрители разместятся на сцене и развернутся в сторону балконов. Где в этот момент начинается действо. Проводником и связующим фрагменты пьес звеном стали цыгане. Они и повели нас в путешествие по зданию театра и по пьесам Александра Николаевича Островского.
Четыре отрывка о любви от разных режиссеров нам покажут на разных площадках пространства Дома Света.
Спектакль начинается в фойе, нас уже ждал, заботливо подготовленный зал, в который на время спектакля преобразилось фойе театра. Заслуженный артист России Дмитрий Бозин в этот вечер был для нас рассказчиком, он познакомил нас с историей авангарда. Нам продемонстрировали отрывки из шедеврального кинофильма "Гроза" 1933 г., режиссер Владимир Петров. А Дмитрий Бозин поделился с нами, почему были представлены фрагменты из кинофильма «Гроза» 1933г. «Потому что Мейерхольд и, возможно, всплывающий в сознании Эйзенштейн - кино здесь ещё очень театральное – ярко, живописно выписанные лица, движущаяся камера. Кадр становится атмосферой внутреннего ощущения героини, это абсолютно живописный приём – когда грани кадра становятся для неё непреодолимой стеной, сквозь которую она решится уйти. И абсолютно психологический расфокус, как отношение оператора к происходящему, как передача атмосферы момента».
А дальше зал залился звонким смехом, танцами и все мы понеслись в пляс вместе с цыганами и после безудержных и энергичных танцев, цыгане увлекли нас за собою в путешествие по пространству театра.
Первыми нам представили отрывок из пьесы островского «Волки и овцы» в постановке Игоря Неведрова. Глафира (Мария Матто) и Лыняев (Прохор Третьяков) увлекли нас ироничными и наполненными любовью диалогами своих героев и импровизированными лужей и калиткой. Мы, словно, стали не просто свидетелями их диалога, а непосредственными участниками и когда мы переходила в пространство левого балкона, я сама, невольно, переступала эту воображаемую лужу и пробиралась сквозь узкую калитку.
Следующим перед нами разворачивается отрывок из пьесы Островского «Доходное место» реж. Кирилл Шендеров. Это самое острое действие пьесы Жадов (Никита Башков), уже женатый на Полине (Анастасия Якушева), начинает постепенно сомневаться в своих убеждениях, которым так яро следовал всего год назад. Окружающие жаждут признания его беспомощности, а он борется с сомнениями, и, пытаясь оградить себя от них, незаметно отдаляется и от жены. Очень сильный отрывок, вызывающий гнетущее ощущение неминуемой катастрофы. И в самый пиковый момент врываются снова цыгане, которые ведут нас дальше по шедевру конструктивизма архитектора Мельникова. И вот здесь мы оказываемся прямо на авансцене. Именно о ней я рассказывала в самом начале. Именно здесь, практически в самом сердце театра, перед нами открывается потрясающе сильный вид на Дом Света, здесь можно увидеть его душу.
Именно здесь нам показали «Бесприданницу» реж. Александр Тарасов. Для меня это очень глубокая пьеса, я всегда смотрю ее с трепетом. Александр Тарасов видит ключевой темой «Бесприданницы» невозможность принять мир таким, каким он является в действительности, что приводит каждого из героев к внутренней безысходности и - в итоге - трагедии. Перед нами разворачивается трагическая история «Бесприданницы» и в этот момент задействовано абсолютно все пространство театра и все балконы и сцена, здесь я не буду подробно рассказывать, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из зрителей смог увидеть это действо своими глазами. И снова появляются танцующие цыгане, но здесь уже не хочется веселиться, потому что осознаешь трагичность пьесы, после фрагмента «Бесприданницы» всегда хочется послушать внутреннее молчание.
На полотне, которое разделяет авансцену от основной сцены, мы видим проекцию надписи, которая гласит о просьбе «Судари и сударыни, извольте занять ваши места в зрительном зале». Финальной точкой в нашем путешествии стал фрагмент из пьесы в жанре авангард «Свои люди, сочтемся» реж. Андрей Боровиков. Андрей Боровиков считает, что, хотя Островский и относил пьесу «Свои люди - сочтемся» к жанру комедии, ее можно и нужно считать скорее трагикомедией, русским «Королем Лиром». Перед нами, словно открывается толи музыкальная шкатулка, толи арена цирка, с кружащимися в танце куклами-клоунами в гротесковом танце жизни. Очень красочные костюмы, оформление сцены, музыкальное и световое оформление. Акерский состав: дочка Липочка (Виктория Савельева), Павел Новиков в образе купца Самсона Силыча Большова, Аграфена Кондратьевна (Наталья Мороз), Сергей Соломин в роли Лазаря Елизарыча Подхалюзина и другие актеры показали нам феерию красок. Очень хотелось бы увидеть полный спектакль «Свои люди, сочтемся» в репертуаре театра.
Наше путешествие по пространству театра Виктюка длилось, без малого, 3 часа. Время для меня пролетело незаметно и я с превеликим удовольствием приду на этот спектакль, уже в новом 27 театральном сезоне.
Кристина С
29 июня 2023Спектакль «Отравленная туника»Театр Романа Виктюка находится рядом с метро Сокольники. Оригинальное здание, которое сразу бросается в глаза. Вчера я впервые посетила этот театр на трагическом спектакле «Отравленная туника» по мотивам пьесы Николая Гумилева. Театр достаточно вместительный, но устроен так, что зрители не создают толпу, рассаживаясь по своим местам. Первый ряд партера - это продолжение сцены, и ты как бы сидишь вместе с артистами, пропитываясь их игрой и атмосферой.
Теперь о самом спектакле. Задействовано всего 6 артистов. Я не читала заранее это произведение, и вслушивалась в каждое слово, каждый звук, представляя картину вживую. На сцене в качестве декораций используются перевернутые столы, кровати, бревна, тяжелые булыжники…. Действие происходит в богатом дворце, но нет никакой роскоши и богатства, все очень просто… Спектакль поставлен в стиле оды, артисты не просто читают свои слова, а будто бы поют, протягивая каждое слово…. Периодически герои начинают очень громко разговаривать, я бы даже сказала, кричать…. Эмоции? Естественно! Но зачем так громко?
Сам сюжет спектакля мне напомнил роман Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Что-то есть схожее в царице Зое и Джульетте. Возможно, юный возраст героинь и влюбленность пылкая и искренняя, а возможно трагический финал… Бурная любовь дочери византийского царя к арабу, в тот момент, когда она должна выйти замуж за трапезондского царя….
Бродячий поэт араб Ивр, которого сыграл Дмитрий Бозин, предстал перед нами в образе дикого животного, который то мурчал по-львиному, то выл, как волк. Речь его лилась как песня, то тихо, то с надрывом, то мелодично, то речитативом, тем самым сводя с ума юную царевну и зрительский зал. Гибкость и пластичность артиста действительно подобны кошачьим повадкам. Накаченное тело, которое еще и используется талантливо, всегда завораживающе действует на зрителя…
На меня большое впечатление произвел Никита Башков, который сыграл царя Трапезондского. В конце спектакля его ждала трагическая гибель. Очень искренне артист исполнил свою роль, я верила тому, что он творил на сцене. Ненаигранно, честно, эмоционально и очень искренне.
В целом спектакль мне понравился. 2,5 часа без антракта пролетели незаметно. Спектакль запал в душу и теперь появилось желание увидеть и другие шедевры театра.
Яна Ланская
10 июня 2023Спектакль «Отравленная туника»Спектакль в театре Виктюка «Отравленная туника»
Николай Гумилёв - русский поэт Серебряного века написал Отравленную тунику за три года до своего ухода. Виктюк поставил спектакль по пьесе Гумилёва «Отравленная туника» в год своего ухода. Так случилось, что спектакль «Отравленная туника» стал последней постановкой Маэстро. Премьера состоялась в марте 2020.
И вот мы снова можем насладиться этим прекрасным чудом, спектакль вернулся на сцену театра, после продолжительного перерыва. Был введены новые актеры - Никита Башков (исполняет роль Трапезондского Царя).
Для тех, кто не знаком с пьесой Николая Гумилёва, перед посещением, рекомендую прочитать или освежить в памяти, если вы уже знакомы.
Когда артисты театра Виктюка появляются на сцене – начинается магия. Когда на сцену выходит Дмитрий Бозин – зал замирает и перестает дышать, жадно ловя каждое слово, каждую реплику и движение этого невероятного артиста. Роман Виктюк был невероятно талантлив и такие же бриллианты собрал в своем театре. Дело Мастера продолжает жить. Театр Виктюка - это статус. Волшебство начинается еще задолго до того как зритель занимает место в зале. Чтобы почувствовать вкус театра Виктюка, в него надо войти, остановиться, закрыть глаза и услышать о чем говорит голос театра. А чтобы проникнуться максимально – обязательно зайти в кабинет Романа Виктюка, который открыт для посещения. Я люблю приходить в этот театр заранее, чтобы насладиться его вкусом и пропустить через себя энергию этого невероятного места.
Текст пьесы, из уст невероятно талантливых артистов театра Виктюка: Дмитрия Бозина, Дмитрия Жойдика, Людмилы Погореловой, Ивана Ивановича Анны Подсвировой и Никиты Башкова, словно услада для слуха зрителя. Голос, словно, льется из чувств и пробирает до дрожи. Длительность спектакля 2 часа 15 минут без антракта, и это время пролетает незаметно, на одном дыхании.
Действие истории происходит в Византийской империи - красивой, манящей и трагической. А пьесу Гумилёв создавал в 1918 году. Художник-постановщик Владимир Боер и художник по костюмам Елена Предводителева в декорациях и костюмах к спектаклю напомнят нам о времени создания пьесы и восточной романтики в спектакле нет, от слова совсем. Но присутствует существование на грани, чувственность и жёсткость, звуки скрежета и падения камней, металла, много шинелей и белые ночные сорочки – все это свойственно времени создания этой пьесы.
Все это мы увидим в декорациях к спектаклю: шинели, разбросанные по краю сцены камни, винтовая лестница по которой снизойдет Трапезондский Царь, рамы окон, металлические стулья, кровати, которые служат и тюремной решеткой и барьером сдерживающим порывы страсти и местом трагедии. Деревянные балки, которые то балансируют, то образуют крест. Звуки металла мы слышим и в голосе актеров, и в звуковом оформлении спектакля. Поразительно то, что впервые «Отравленная туника» была сыграна заключенными в петербургской тюрьме, где был театр. И вот именно среди заключенных этой тюрьмы, которые были приговорены к смерти, был и сам Гумилёв. Премьера «Отравленной туники» в петербургской тюрьме состоялась в тот день, когда Гумилёва расстреляли.
Главную роль – араба Имра играет Дмитрий Бозин. Имр красив, манящий как восточная сладость, и страшен одновременно. Цель его жизни – война и месть. В момент встречи Имра с юной Зоей (Анна Подсвирова), дочерью Юстиниана (Дмитрий Жойдик) он идет на поводу у своих животных инстинктов и соблазняет 13 летнюю красавицу Зою. Зоя, в силу своих юных лет живет, как подсказывает ей сердце и не понимает, что ее благие поступки могут погубить не только окружающих и любящих ее людей, а и её саму. В «Отравленной тунике» у каждого героя своя война и тайны, и каждый носит камень за пазухой и, в самый неожиданный момент, готов бросить этим камнем в своего врага. У жены императора Юстиниана Феодоры (Людмила Погорелова) своя война с падчерицей. А евнух (Иван Иванович) хранитель всех дворцовых тайн.
Отдельно хочу рассказать о пластике спектакля. Я люблю пластические спектакли и пластика в этом спектакле очень глубокая. В каждом движении присутствует смысл (режиссер по пластике Михаил Вишневский). Дополняет каждое движение игра света на сцене (художник по свету Сергей Скорнецкий). Каждый луч прожектора подсвечивает тайные помыслы героев пьесы.
В «Отравленной тунике» есть все - страсть к достижению цели, месть, жажда войны. И эта страсть испепеляет и выжигает самое светлое чувство - любовь и превращает жизнь в пустую вражду, которая уничтожает всех вокруг.
Спектакль глубокий, поучительный и очень актуален вне времени. Рекомендую к просмотру.

Яна Ланская
7 июня 2023Театр «Театр Романа Виктюка»Мое знакомство с театром Виктюка началось со спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».
С творчеством ведущего артиста театра Виктюка, Народного артиста РФ Дмитрия Бозина я уже знакома по спектаклю Леонардо в театре Модерн, но сейчас хочу поделиться с вами своим впечатлением после спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».
Когда-то Роман Виктюк пообещал Рудольфу Нуриеву поставить о нем спектакль, свое обещание он сдержал. Спектакль поставлен в память о великом танцоре. Премьера этого спектакля состоялась ещё в 2004 году.
Перед посещением спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» я ознакомилась с биографией Нуреева. Думаю, что у многих это имя на слуху - великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость. Для меня это был рассказ от первого лица о сложной жизни, о борьбе, об успехе, о страданиях и стальной воле. Роман Виктюк в своем спектакле показал нам личность Рудольфа Нуреева, его талант и трагедию из жизни человека. Этот спектакль о личности великого танцора. Ранее балет меня не привлекал, но посетив несколько пластических спектаклей, в том числе и театр Виктюка, я начинаю менять свое отношение, и сейчас этот вид искусства вызывает во мне интерес, а это значит, что на одного поклонника невероятно красивого и мужественного искусства стало больше, за что спасибо постановкам Романа Виктюка.
Игра актеров вот, что с первых секунд приковывает внимание зрителя, и ты уже не просто смотришь, а смотришь затаив дыхание, ведь на сцене разворачивается целая жизнь. К слову, спектакль живет уже 20 лет и до сих пор собирает полные залы. Невероятная работа актеров, Дмитрий Бозин – ведущий артист театра Романа Виктюка, пластика этого артиста и его невероятный актерский талант заполнили весь зрительный зал с первой до финальной секунды. Накал жизни Рудольфа Нуреева он показал таким образом, что ни на долю секунды я не сомневалась, что я наблюдаю на сцене самого Нуреева и не просто на видеоряде с документальными записями Нуреева, который проецируется на заднике сцены, а вот он настоящий, танцует на сцене перед зрительным залом.
Очень ярко и пронзительно показан дуэт Марго Фонтейн (Анна Нахапетова) и Рудольфа Нуреева (Дмитрий Бозин). Я не буду пересказывать полностью содержание спектакля, так как очень хочу, чтобы каждый из вас загорелся желанием побывать на этом невероятном спектакле. В спектакле задействована целая плеяда талантливых артистов, каждый из них выкладывался на максимум и так, что невозможно перевести взгляд.
Спектакль пропитан материнской любовью, главный герой все время обращается к своей матери, которая находится очень далеко от него. В минуты, когда ему тяжело, сложно и страшно – он зовет мать (роль матери исполняет засл. артистка РФ Людмила Погорелова) и обращается к ней за поддержкой. Мать слышит его, но не может помочь своему такому любимому и талантливому ребенку. Она ласково обращается к нему «мой жеребеночек» во время сцен с матерью я сдерживала в себе слезы, но они так предательски подступали.
Я всегда стараюсь разгадать, какой философский подтекст режиссер вложил в спектакль, декорации, костюмы актеров. Почему именно такие декорации выбрал и их смысловую нагрузку и сакральность. Ведь каждая деталь в спектакле несет в себе идею и смысл, что-то глубокое, что создатель спектакля хотел донести до зрителя. Из декораций на сцене мы видим балетный станок в виде кольца, сакральный смысл которого для себя я поняла как бесконечный бег по кругу, борьба. Несколько раз за спектакль главный герой балансирует на нем, пытаясь пройти это бесконечное закольцованное испытание, но в финале он срывается и проигрывает борьбу, борьбу с болезнью. Есть в спектакле и отсылка к Сизифову труду и Прометею – Нуреев как бог балета принес людям огонь знания. Огромный тяжелый шар серебристого цвета, который так же появляется в спектакле в нескольких сценах и в финале герой Нуреева символически замирает, держа в руках этот шар, и его покрывают расшитым золотом халатом - ковром. Это тоже сакральный смысл.
Музыкальное оформление, свет – все органично дополняет друг друга в спектакле и создает образ единого организма. Который дышит и живет вместе с героями на сцене.
Спектакль очень глубокий, сакральный и невероятно актуальный всегда. Что хочется сказать в завершение – прежде, чем давать оценку, чьим либо действиям и поступкам, необходимо посмотреть глубже.
Я рекомендую спектакль к просмотру всем и даже тем, кто не интересуется балетом и танцевальным искусством. Это одновременно яркий и трагический спектакль о жизни великого танцора Рудольфа Нуреева - чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение. Он вспыхнул как яркая звездочка на небосклоне и до сих пор продолжает сиять и дарить нам свой огонь.
