Яна Ланская
4 июня 2023Музей «Музей-квартира Ф.М. Достоевского»Московский драматический театр им. Сергея Есенина
Спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом» в доме Достоевского.
Режиссер–постановщик Ярослав Шевалдов.
Молодой, новый и перспективный театр с ярким, талантливым актерским составом.
В моем списке любимых театров этот театр занимает первые места. Сюда хочется возвращаться вновь и новь. Завидую людям, которые пойдут впервые на спектакли в театр Есенина.
В прошлый раз я пообещала себе, что приду еще на этот спектакль. Свое обещание я сдержала, правда в промежутке между походами я успела посмотреть еще 4 спектакля в театре Есенина и они невероятно глубокие и актуальные и даже обрести друзей и единомышленников здесь же.
На спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом» я иду второй раз. Почему? В спектакле несколько актерских составов и я захотела посмотреть, как играют в этот раз. Прошлый мой поход прошел под ярким впечатлением.
Итак, Москва, метро Достоевская, улица Достоевского, дом Достоевского, спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом» по роману Достоевского «Преступление и наказание».
Вы можете себе представить столько совпадений? Дом, в котором ставят спектакль – это дом, где родился Достоевский. Только представьте, спустя столько лет смотреть на оживших и сошедших со страниц романа героев в доме, где родился автор?! Это невероятные впечатления. Это отлично настраивает и дает возможность зрителю и актерам полностью погрузится в эпоху романа «Преступление и наказание».
В своем отзыве о предыдущем посещении этого спектакля, я уже говорила, что в Доме Достоевского есть комната с иллюстрациями Михаила Шемякина к романам Федора Достоевского. Рекомендую обязательно прийти немного раньше, чтобы перед спектаклем у вас было время проникнуться Достоевским и совершить полное погружение.
Практически все спектакли в театре Есенина проходят в камерном формате исторических особняков Москвы в небольших зрительных залах, где нет привычной сцены. Все события разворачиваются на расстоянии вытянутой руки и зрители уже не просто зрители, а полноценные участники действа на ближайшие несколько часов. Спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом» не иммерсивный, но полное погружение в атмосферу романа гарантировано.
Федор Михайлович Достоевский актуален и вне времени всегда. Его шедевральные произведения заставляют посмотреть вглубь себя и переосмыслить свое отношение к окружающему миру и социуму.
В спектакле задействованы 4 актера: Родион Раскольников, роль которого исполнял Режиссёр-постановщик, автор инсценировки, художник-постановщик театра Есенина Ярослав Шевалдов - его Раскольников будто бы сошел со страниц романа Достоевского, об этом можно рассказывать долго, но лучше прийти и увидеть игру Ярослава своими глазами. И вы непременно захотите посмотреть все спектакли с его участием.
Режиссер и актеры создали уникальную атмосферу, которая заставляет зрителя полностью погрузиться в историю Родиона Раскольникова и его душевные терзания. Каждый актер исполнил свою роль на высшем уровне, передав не только характер и эмоции своего героя, но и всю сложность, и глубину его мыслей и чувств. Особенно хочется отметить игру Ярослава Шевалдова, который создал образ Родиона Раскольникова - умного, образованного, но глубоко несчастного человека, который ищет свой путь в жизни. Ярослав раскрыл образ Раскольникова не только как интеллектуального героя, но и как человека с эмоциями и страстями.
Софью Мармеладову в этот вечер играла прекрасная и талантливая актриса Ольга Гончарова, Аркадий Свидригайлов – неповторимый Ильдар Аллабирдин. Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Оба они оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный характер.
В роли привидения, Марфы Петровны Свидригайловой - жены господина Свидригайлова - Анна Сардановская.
Каждый из героев является двойником друг друга. В центре композиции три главных грешника романа и привидение. В этот раз для себя я отметила трагичность и особую сакральность роли привидения, которое преследует Свидригайлова. В финале своей жизни, изнеможенный муками совести, в лице призрака жены, Свидригайлов начинает совершать благие поступки, не свойственные ему.
Декорации. Комната Раскольникова, маленькая, душная, тесная. Деревянные, стол, лавки, табуреты, импровизированные двери, которые все время трансформируются в разные фигуры по своему подобию, так или иначе, напоминающие гроб. Под потолком мы видим пересекающиеся между собой линии, словно линии судеб героев романа. Каждая линия пересекаясь, продолжает себя в другой.
Переливы света софитов в спектакле мистическим образом отражают душевные муки героев, они то погружаются во Тьму, дьявольский соблазн или Божественный Свет.
Здесь мне хочется процитировать свое впечатление от первого посещения этого спектакля:
«Так же особо мое внимание привлекло множество зеркал, которые отражают оголенные души главных героев. Расколотое, на множество осколков зеркало, передает нам о том, что души героев настолько разбиты и изранены, что собрать и склеить их невозможно, как невозможно собрать осколки зеркала в целостное полотно. Постоянно капающий рукомойник создает ощущение, будто находишься в сырой темнице, по стенам которой все время стекает и капает вода, которая превращается в такой дико раздражающий звук. Катящиеся отовсюду красные и зеленые яблоки, которые Свидригайлов дьявольски «убивает и вкушает» на глазах у Раскольникова.
Особое внимание хочу уделить символизму спектакля. Я несколько дней пыталась соотнести значение появляющихся яблок в спектакле. И все же мне кажется, что режиссер вложил в яблоки смысловую нагрузку того, что яблоко - запретный плод, как олицетворение греха, а персонаж Свидригайлова в образе «Сына человеческого», словно сошел из картины бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Лицо Свидригайлова практически полностью закрыто парящим перед ним красным яблоком, которое зажигается дьявольски красным светом и здесь, на мой взгляд, режиссер нам показывает, что Свидригайлов, не смотря на свой образ, всё равно остается сыном человеческим и подвергается искушению. Его душа находится в таком же глубоком одиночестве, как и души остальных персонажей представленных нам в спектакле»
.
И вновь мне хочется сказать о том, что роман Достоевского «Преступление и наказание» актуален вне времени. А спектакль Ярослава Шевалдова в театре Есенина «Раскольников. Между Тьмой и Светом» заставляет задуматься о смысле жизни, о последствиях и ответственности поступков.
Неожиданностью для всех на поклонах после спектакля стала речь смотрительницы дома Достоевского. Она выразила слова благодарности актерскому составу и сказала, что спектакль был настолько пронзителен, что она просто не смогла сдерживать слезы, зрители еще долго не отпускали актеров с поклонов. Спектакль "Раскольников. Между тьмой и светом" оставил у меня самые яркие впечатления. Я рекомендую его всем, особенно он будет интересен всем, кто любит психологические драмы. Браво актерам и благодарность за такую игру!
Оставить отзыв