19декабря 2019—13сентября 2020
Выставка «MMOMA 99/19»
Тематическая экспозиция к двадцатилетию музея
Выставки
Выставка «MMOMA 99/19»
Метро
м. Чеховская
Адрес
ул. Петровка, д. 25 (показать на карте)
Время работы
Вт-Вс 12:00 – 21:00; Пн – выходной
Номер телефона
Цена
От 150 ₽ до 350 ₽
Подробнее о выставке «MMOMA 99/19»
Московский музей современного искусства представляет юбилейную выставку, приуроченную к своему ХХ-летию. Проект «MMOMA 99/19» объединил 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Под руководством кураторской группы ММОМА они предложили особый взгляд на обширное музейное собрание отечественного искусства в разрезе своей профессиональной деятельности. Приглашенными кураторами юбилейного проекта стали Михаил Алшибая (медицина), Алена Долецкая (медиа), Андрей Малахов (телевидение), Владимир Мухин (гастрономия), Ольга Трейвас (архитектура), Диана Вишнева (танец), Алиса Хазанова (кино), Федор Конюхов (мореплавание), Илья Лагутенко (музыка), Андрей Артемов (мода), Олег Воскобойников (история), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Кирилл Серебренников (театр), Кети Чухров (философия), Владимир Сорокин (литература), Федор Смолов (спорт) и голосовой помощник Marusia (информационные технологии). В выставке также приняли участие директор Центра им. Ж. Помпиду Бернар Блистен, британский художник Мартин Крид, президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, ответственные за направление «искусство».
Подробнее
Юбилейная выставка ММОМА начинается с фразы «Все будет хорошо», которая уже стала и для музея, и для города своеобразным лозунгом и обнадеживающим обещанием. Инсталляция Мартина Крида (русское переложение его знаменитой работы «Everything Is Going to Be Alright») появилась на фасаде здания музея на Петровке в 2010 году. Неоновый свет ее букв стал точкой отсчета для архитектурной концепции выставки «ММОМА 99/19». Экспозиция на всех трех этажах музейного особняка объединена световым элементом, который по-разному отражает профессию каждого из кураторов того или иного пространства.
Второй этаж начинается с зала Алены Долецкой, посвященного медиа и проблеме коммуникации. Это пространство иносказательно формулирует один из основных мотивов проекта «ММОМА 99/19» — принцип взаимодействия, диалога и сотрудничества. Фрагменты разных профессиональных сообществ, разных типов художественного мышления, воплощенных в показе Comme des Garçons и работе Анны Желудь, синхронизируются и предлагают зрителям также вступить во взаимодействие с собой и друг с другом. Следующий зал, куратором которого стал Федор Конюхов, собрал произведения, которые иллюстрируют личный рассказ о его многочисленных странствиях. Серия работ Юрия Викулина, гиперреалистические работы Сергея Шаблавина, «Круг» Александра Самохвалова не просто отсылают зрителя к кругосветному путешествию, но и к образу мира в целом. Далее зритель перемещается в научную лабораторию — зал искусственного интеллекта, куратором которого стал голосовой помощник Маруся. Работы Таисии Коротковой, Антонины Баевер, Игоря Шелковского были отобраны не только как связанные с цифровой средой непосредственно, но и те, которые свидетельствуют о смежных сферах. Пятое пространство Владимира Мухина, темой которого стала «Гастрономия», повествует о поиске себя и своего места в мире. Этот зал объединил художников (Мария Агуреева, Ирина Корина, Светлана Воронцова-Вельяминова), почерк которых сформировался в первое десятилетие 2000-х — времени, где особенно активной стала проблема самоидентификации, вынужденная шаблонность и потребность в альтернативных идеологиях и средах обитания. Направление «Литература», его куратором выступил Владимир Сорокин, представлено художниками московского концептуализма. В их кругу прошла молодость писателя, который в то время занимался книжной графикой и иллюстрацией. Однако тема зала не ностальгия, а представления о поверхности. Московские концептуалисты наделили изображение новыми смысловыми категориями, включив в него текст. Природа образа поверхности, встречающаяся в работах Никиты Алексеева, Ирины Наховой, Павла Пепперштейна, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, изначально зарифмована с процессом письма. Зал 7 — зал Андрея Малахова — рассказывает об образах, транслируемых телевидением, которые легко меняются под влиянием моды, общественных настроений или зрительских ожиданий. С ними происходит и трансформация героя, за которым мы наблюдаем с экранов. Графические листы Марка Шагала и Пабло Пикассо, образы Натальи Гончаровой и Бориса Григорьева, эмаль Фернана Леже метафорично рассказывают не только о профессиональном опыте Малахова, но и о его личных пристрастиях как коллекционера. Здесь же и отсылки к эстетике поп-арта, исследующей образы медиа и культуру массового потребления: каждый найдет их в работах Кита Харинга, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Владислава Мамышева-Монро. Далее зритель попадает в пространство, посвященное размышлениям о необходимой гармонии пустоты и наполненности, конца и начала, внешнего и внутреннего. Фредерик Маль, куратор направления «Парфюмерное искусство» выбрал художников, которые находились в вечном поиске совершенного соотношения цвета и формы (Хуан Миро), прообразах знаков бесконечности (Александр Колдер, Вячеслав Колейчук), неразрывности связи между замыслом и его физическим воплощением (Тамара Тер-Гевондян). В следующем зале, заметив работу «Композиция с лопатой» Андрея Гросицкого, внимательный зритель догадается, что он оказался в пространстве, связанном с профессией историка. Олег Воскобойников обратился к кругу тем и понятий, предопределенных его главной специализацией — медиевистикой. В центре его внимания — вопрос о месте человека в мире через диалог средневековья и современности. Эти темы близки таким художникам, как Михаил Гробман, Дмитрий Пригов, Юрий Соболев, Михаил Шварцман, Дмитрий Пятницкий. В работе над залом 10 участвовал куратор и директор парижского Центра Помпиду Бернар Блистен. Здесь представлены результаты спецпроекта «Выбор народа», стартовавшего в середине 1990-х годов, в котором зрители приняли участие в 2019 году на выставке Komar & Melamid. Однако в этот раз это сольный проект Александра Меламида, где вместо новых работ мы встречаем два произведения из коллекции ММОМА, которые Бернар Блистен отобрал специально для выставки, руководствуясь одним условием — они должны быть авторства одного художника. В зале Кирилла Серебренникова затронут ряд тех спорных тем, которые были актуальны для нас в последние двадцать лет и сегодня не утратили своей значимости. «Театр» представлен документальной фотографией Тимофея Парщикова, Георгия Первова и Сергея Чиликова, Александра Бродского и Фрэнсиса Бэкона. Пародийные в своей основе образы Константина Звездочетова, Артема Лоскутова, Владислава Мамышева-Монро не столько возбуждают конфликт, сколько смещают силу его напряжения, бросая, при помощи абсурда, вызов шаблонам обыденного.
Третий этаж открывается эстетикой 1980-х годов и «новой волны», на которой сфокусировался Илья Лагутенко. Его зал «Музыка» как бы переносит зрителя на идеальную тусовку с ее карнавальным абсурдизмом, цветным диско-полом и стихийной образностью. Культовая музыкальная композиция 1982 года, созданная Принсом Роджерсом Нельсоном, и ее слова «So tonight I’m gonna party like it’s nineteen ninety-nine» («Сегодня я буду веселиться так, как будто сейчас тысяча девятьсот девяносто девятый») стала точкой формирования зала Лагутенко. Где, как не на таком танцполе, мы ожидаем увидеть эксцентричные образы петербургских «Новых художников», Александра Косолапова, Виктора Пивоварова и костюмы модельера Сергея Чернова, созданные им для выступлений «Поп-механики» Сергея Курехина. В зале «Кино»под кураторством Алисы Хазановой зритель словно оказывается в ситуации, когда в темном кинозале, где уже начался фильм, необходимо угадать нужную навигацию по редким светящимся объектам. Небольшая литография Василия Кандинского и четырехканальная видеоинсталляция Марины Черниковой, эскиз к фильму «Человек с киноаппаратом» Владимира Стенберга, графика Олега Васильева и полотно Петра Беленка рассказывают о динамике киноязыка. Зал моды, куратором которого является Андрей Артемов, носит, пожалуй, самый личный характер. Серия работ Сержа Головача переносит зрителя в столицу 2000-х годов с ее беззаботным блеском, безграничными возможностями, и сегодня эти фотографии кажутся археологическими артефактами из другой эпохи. Однако мода работать с традициями, реинтерпретация акцентов являются тем заметным элементом современности, с которым мы сталкиваемся каждый день. Функциональный метод, в основе которого лежит комплексное рассмотрение художественных и практических задач пространства, определяет тему зала «Архитектура». Его куратор, Ольга Трейвас, в условном древнеримском амфитеатре с помощью работ Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Льва Нусберга и Риммы Заневской, Кирилла Кто, Михаила Гробмана позволяет зрителю ощутить себя частью повествования, при этом оставляя его в качестве гостя в доме постоянных обитателей музейных стен — произведений из собрания ММОМА. Зал «Танец», куратором которого стала Диана Вишнева, знакомит зрителя с преодолением в искусстве границ между иллюстрацией движения и самим движением. Пабло Пикассо, Александр Родченко и другие художники из коллекции ММОМА создают иллюзию текучести формы, подобие временной петли, где движение не имеет ни начала, ни конца. Куратор семнадцатого зала «Медицина», кардиохирург Михаил Алшибая, сопостовляет свою страсть к коллекционированию с любовью к анатомии, проводя параллель между собиранием предметов и запоминанием названий на латинском языке. Произведения в этом зале буквально рифмуются с его личной коллекцией: зритель увидит работы Александра Юликова, Моисея Фейгина, Юрия Злотникова, Михаила Рогинского, Оскара Рабина и других советских нонконформистов. Центральная тема зала «Философия» Кети Чухров — искусство в пространстве политического высказывания. Отобранные произведения Виктора Алимпиева, Арсения Жиляева, Давида Тер-Оганьяна как бы фиксируют баланс на грани произнесения вслух и замалчивания.
Заключительный зал экспозиции третьего этажа посвящен теме спорта: его куратор, Федор Смолов, выбрал работы, которые повествуют о движении, противостоянии, об игре как способе познания себя и окружающего мира. Разделившись на две «команды», работы классиков авангарда начала века (Василий Кандинский, Александр Родченко, Варвара Степанова) и современных художников (Георгий Острецов, Владимир Мироненко, Сергей Шеховцов, Анастасия Рябова) оказываются участниками вечного противостояния между традициями и новаторскими течениями, где не может быть победителей и побежденных.
Проект заканчивается залом куратора Зураба Церетели, основателя Московского музея современного искусства, с чьей коллекции и началась история ММОМА в декабре 1999 года.
Еще один зал проекта знакомит посетителей с лучшими отрывками из книг отзывов музея за 20 лет, озвученными сотрудниками ММОМА. Юбилейный проект предполагает насыщенную образовательную программу для профессионалов и широкой аудитории, а также для людей с ограниченными возможностями.
Сменные тематические экспозиции коллекции — важная особенность выставочной политики MMOMA. Показы избранных произведений из музейного собрания регулярно проходят с 2009 года, а их кураторами выступают как научные сотрудники музея, так и приглашенные специалисты. К настоящему моменту было осуществлено уже восемь масштабных проектов этой серии, своей новой, девятой по счету, экспозицией «MMOMA 99/19» музей планирует расширить эту междисциплинарную практику работы с коллекцией.
Подробнее
Юбилейная выставка ММОМА начинается с фразы «Все будет хорошо», которая уже стала и для музея, и для города своеобразным лозунгом и обнадеживающим обещанием. Инсталляция Мартина Крида (русское переложение его знаменитой работы «Everything Is Going to Be Alright») появилась на фасаде здания музея на Петровке в 2010 году. Неоновый свет ее букв стал точкой отсчета для архитектурной концепции выставки «ММОМА 99/19». Экспозиция на всех трех этажах музейного особняка объединена световым элементом, который по-разному отражает профессию каждого из кураторов того или иного пространства.
Второй этаж начинается с зала Алены Долецкой, посвященного медиа и проблеме коммуникации. Это пространство иносказательно формулирует один из основных мотивов проекта «ММОМА 99/19» — принцип взаимодействия, диалога и сотрудничества. Фрагменты разных профессиональных сообществ, разных типов художественного мышления, воплощенных в показе Comme des Garçons и работе Анны Желудь, синхронизируются и предлагают зрителям также вступить во взаимодействие с собой и друг с другом. Следующий зал, куратором которого стал Федор Конюхов, собрал произведения, которые иллюстрируют личный рассказ о его многочисленных странствиях. Серия работ Юрия Викулина, гиперреалистические работы Сергея Шаблавина, «Круг» Александра Самохвалова не просто отсылают зрителя к кругосветному путешествию, но и к образу мира в целом. Далее зритель перемещается в научную лабораторию — зал искусственного интеллекта, куратором которого стал голосовой помощник Маруся. Работы Таисии Коротковой, Антонины Баевер, Игоря Шелковского были отобраны не только как связанные с цифровой средой непосредственно, но и те, которые свидетельствуют о смежных сферах. Пятое пространство Владимира Мухина, темой которого стала «Гастрономия», повествует о поиске себя и своего места в мире. Этот зал объединил художников (Мария Агуреева, Ирина Корина, Светлана Воронцова-Вельяминова), почерк которых сформировался в первое десятилетие 2000-х — времени, где особенно активной стала проблема самоидентификации, вынужденная шаблонность и потребность в альтернативных идеологиях и средах обитания. Направление «Литература», его куратором выступил Владимир Сорокин, представлено художниками московского концептуализма. В их кругу прошла молодость писателя, который в то время занимался книжной графикой и иллюстрацией. Однако тема зала не ностальгия, а представления о поверхности. Московские концептуалисты наделили изображение новыми смысловыми категориями, включив в него текст. Природа образа поверхности, встречающаяся в работах Никиты Алексеева, Ирины Наховой, Павла Пепперштейна, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, изначально зарифмована с процессом письма. Зал 7 — зал Андрея Малахова — рассказывает об образах, транслируемых телевидением, которые легко меняются под влиянием моды, общественных настроений или зрительских ожиданий. С ними происходит и трансформация героя, за которым мы наблюдаем с экранов. Графические листы Марка Шагала и Пабло Пикассо, образы Натальи Гончаровой и Бориса Григорьева, эмаль Фернана Леже метафорично рассказывают не только о профессиональном опыте Малахова, но и о его личных пристрастиях как коллекционера. Здесь же и отсылки к эстетике поп-арта, исследующей образы медиа и культуру массового потребления: каждый найдет их в работах Кита Харинга, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Владислава Мамышева-Монро. Далее зритель попадает в пространство, посвященное размышлениям о необходимой гармонии пустоты и наполненности, конца и начала, внешнего и внутреннего. Фредерик Маль, куратор направления «Парфюмерное искусство» выбрал художников, которые находились в вечном поиске совершенного соотношения цвета и формы (Хуан Миро), прообразах знаков бесконечности (Александр Колдер, Вячеслав Колейчук), неразрывности связи между замыслом и его физическим воплощением (Тамара Тер-Гевондян). В следующем зале, заметив работу «Композиция с лопатой» Андрея Гросицкого, внимательный зритель догадается, что он оказался в пространстве, связанном с профессией историка. Олег Воскобойников обратился к кругу тем и понятий, предопределенных его главной специализацией — медиевистикой. В центре его внимания — вопрос о месте человека в мире через диалог средневековья и современности. Эти темы близки таким художникам, как Михаил Гробман, Дмитрий Пригов, Юрий Соболев, Михаил Шварцман, Дмитрий Пятницкий. В работе над залом 10 участвовал куратор и директор парижского Центра Помпиду Бернар Блистен. Здесь представлены результаты спецпроекта «Выбор народа», стартовавшего в середине 1990-х годов, в котором зрители приняли участие в 2019 году на выставке Komar & Melamid. Однако в этот раз это сольный проект Александра Меламида, где вместо новых работ мы встречаем два произведения из коллекции ММОМА, которые Бернар Блистен отобрал специально для выставки, руководствуясь одним условием — они должны быть авторства одного художника. В зале Кирилла Серебренникова затронут ряд тех спорных тем, которые были актуальны для нас в последние двадцать лет и сегодня не утратили своей значимости. «Театр» представлен документальной фотографией Тимофея Парщикова, Георгия Первова и Сергея Чиликова, Александра Бродского и Фрэнсиса Бэкона. Пародийные в своей основе образы Константина Звездочетова, Артема Лоскутова, Владислава Мамышева-Монро не столько возбуждают конфликт, сколько смещают силу его напряжения, бросая, при помощи абсурда, вызов шаблонам обыденного.
Третий этаж открывается эстетикой 1980-х годов и «новой волны», на которой сфокусировался Илья Лагутенко. Его зал «Музыка» как бы переносит зрителя на идеальную тусовку с ее карнавальным абсурдизмом, цветным диско-полом и стихийной образностью. Культовая музыкальная композиция 1982 года, созданная Принсом Роджерсом Нельсоном, и ее слова «So tonight I’m gonna party like it’s nineteen ninety-nine» («Сегодня я буду веселиться так, как будто сейчас тысяча девятьсот девяносто девятый») стала точкой формирования зала Лагутенко. Где, как не на таком танцполе, мы ожидаем увидеть эксцентричные образы петербургских «Новых художников», Александра Косолапова, Виктора Пивоварова и костюмы модельера Сергея Чернова, созданные им для выступлений «Поп-механики» Сергея Курехина. В зале «Кино»под кураторством Алисы Хазановой зритель словно оказывается в ситуации, когда в темном кинозале, где уже начался фильм, необходимо угадать нужную навигацию по редким светящимся объектам. Небольшая литография Василия Кандинского и четырехканальная видеоинсталляция Марины Черниковой, эскиз к фильму «Человек с киноаппаратом» Владимира Стенберга, графика Олега Васильева и полотно Петра Беленка рассказывают о динамике киноязыка. Зал моды, куратором которого является Андрей Артемов, носит, пожалуй, самый личный характер. Серия работ Сержа Головача переносит зрителя в столицу 2000-х годов с ее беззаботным блеском, безграничными возможностями, и сегодня эти фотографии кажутся археологическими артефактами из другой эпохи. Однако мода работать с традициями, реинтерпретация акцентов являются тем заметным элементом современности, с которым мы сталкиваемся каждый день. Функциональный метод, в основе которого лежит комплексное рассмотрение художественных и практических задач пространства, определяет тему зала «Архитектура». Его куратор, Ольга Трейвас, в условном древнеримском амфитеатре с помощью работ Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Льва Нусберга и Риммы Заневской, Кирилла Кто, Михаила Гробмана позволяет зрителю ощутить себя частью повествования, при этом оставляя его в качестве гостя в доме постоянных обитателей музейных стен — произведений из собрания ММОМА. Зал «Танец», куратором которого стала Диана Вишнева, знакомит зрителя с преодолением в искусстве границ между иллюстрацией движения и самим движением. Пабло Пикассо, Александр Родченко и другие художники из коллекции ММОМА создают иллюзию текучести формы, подобие временной петли, где движение не имеет ни начала, ни конца. Куратор семнадцатого зала «Медицина», кардиохирург Михаил Алшибая, сопостовляет свою страсть к коллекционированию с любовью к анатомии, проводя параллель между собиранием предметов и запоминанием названий на латинском языке. Произведения в этом зале буквально рифмуются с его личной коллекцией: зритель увидит работы Александра Юликова, Моисея Фейгина, Юрия Злотникова, Михаила Рогинского, Оскара Рабина и других советских нонконформистов. Центральная тема зала «Философия» Кети Чухров — искусство в пространстве политического высказывания. Отобранные произведения Виктора Алимпиева, Арсения Жиляева, Давида Тер-Оганьяна как бы фиксируют баланс на грани произнесения вслух и замалчивания.
Заключительный зал экспозиции третьего этажа посвящен теме спорта: его куратор, Федор Смолов, выбрал работы, которые повествуют о движении, противостоянии, об игре как способе познания себя и окружающего мира. Разделившись на две «команды», работы классиков авангарда начала века (Василий Кандинский, Александр Родченко, Варвара Степанова) и современных художников (Георгий Острецов, Владимир Мироненко, Сергей Шеховцов, Анастасия Рябова) оказываются участниками вечного противостояния между традициями и новаторскими течениями, где не может быть победителей и побежденных.
Проект заканчивается залом куратора Зураба Церетели, основателя Московского музея современного искусства, с чьей коллекции и началась история ММОМА в декабре 1999 года.
Еще один зал проекта знакомит посетителей с лучшими отрывками из книг отзывов музея за 20 лет, озвученными сотрудниками ММОМА. Юбилейный проект предполагает насыщенную образовательную программу для профессионалов и широкой аудитории, а также для людей с ограниченными возможностями.
Сменные тематические экспозиции коллекции — важная особенность выставочной политики MMOMA. Показы избранных произведений из музейного собрания регулярно проходят с 2009 года, а их кураторами выступают как научные сотрудники музея, так и приглашенные специалисты. К настоящему моменту было осуществлено уже восемь масштабных проектов этой серии, своей новой, девятой по счету, экспозицией «MMOMA 99/19» музей планирует расширить эту междисциплинарную практику работы с коллекцией.
Подборки мест, куда попадает «MMOMA 99/19»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
—
Галерея «Московский музей современного искусства «Петровка 25» (ММОМА)»ул. Петровка, д. 25
—
Галерея «Московский музей современного искусства «Петровка 25» (ММОМА)»ул. Петровка, д. 25
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв