9августа 2020—13сентября 2020
Выставка «Павел Никифоров. Жизнь после жизни»
«Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас…» (Иосиф Бродский)
Выставки
Выставка «Павел Никифоров. Жизнь после жизни»
Метро
м. Арбатская
Адрес
б-р Никитский, д. 7 А (показать на карте)
Время работы
Ср-Вс 12:00 – 19:00; Пн, Вт – выходные
Номер телефона
Цена
От 100 ₽ до 200 ₽
Подробнее о выставке «Павел Никифоров. Жизнь после жизни»
Фонд «Грани» представляет в Доме Гоголя выставку работ выдающегося живописца-мыслителя Павла Ивановича Никифорова, одного из наиболее самобытных российских авангардистов. В 2021 году будет отмечаться 80-летие со дня рождения этого художника-минималиста, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную палитру неофициального советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности. Знакомство с каждой работой мастера — это прочтение картины-послания, это обогащение новыми, доселе не испытанными ощущениями, смыслами, знаками, философемами… Осмысление каждой экспозиции Мастера — повод поговорить не только о мировоззренческом принципе, лежащем в основе творческого подхода художника, но и попытка проследить метод или эвристический принцип принятия им содержательно-композиционных решений. Это осмысление его дао — достичь максимума содержания, используя минимум изобразительных средств.
Выпускника «Строгановки» Павла Никифорова называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным или успешным художником. Он, казалось, и не искал адекватной оценки своих работ — его целью было выразить себя с наибольшей искренностью и на пределе своих креативных возможностей.
Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы. При этом автор отказывается от цвета, и рожденные его талантом образы напоминают скорее не живопись, а наскальные рисунки — предельно скупые, выразительные и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал или, скорее, оттенял лессировкой.
Вторую серию составляют более экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой. Одна из наиболее значимых картин данной серии — «Нота» — монохромна: белый цвет символизирует предельную чистоту не-цвета и звука.
На выставке экспонируются работы Никифорова из коллекции галереи «Асти» (Фонд «Грани», Москва) и из частных коллекций. В «столкновении» противоположностей представлены главные концептуальные работы Мастера: мощь «Короля» и безысходность «Фатальности», сакральность «Чаши» и непоколебимая жестокость «Крестоносца». Космизм в картинах «Над миром» и «Букеты» сталкивается с закручивающимся пространством в «Спирали» (камерный женский портрет) и «Экстремуме» (обе — у московских коллекционеров). Павел Никифоров считал себя создателем новой абстрактной иконы: «Крест животворящий» и «Вход – выход». А в его «Свече» (одна из «визитных карточек» художника) Богоматерь, крест и свеча сливаются в едином образе.
Максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в будущее.
Ограниченный объем художественного наследия Павла Никифорова делает каждое его произведение поистине бесценным раритетом. Его творчество — мост, перекинутый из XX в XXI век.
Выпускника «Строгановки» Павла Никифорова называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным или успешным художником. Он, казалось, и не искал адекватной оценки своих работ — его целью было выразить себя с наибольшей искренностью и на пределе своих креативных возможностей.
Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы. При этом автор отказывается от цвета, и рожденные его талантом образы напоминают скорее не живопись, а наскальные рисунки — предельно скупые, выразительные и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал или, скорее, оттенял лессировкой.
Вторую серию составляют более экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой. Одна из наиболее значимых картин данной серии — «Нота» — монохромна: белый цвет символизирует предельную чистоту не-цвета и звука.
На выставке экспонируются работы Никифорова из коллекции галереи «Асти» (Фонд «Грани», Москва) и из частных коллекций. В «столкновении» противоположностей представлены главные концептуальные работы Мастера: мощь «Короля» и безысходность «Фатальности», сакральность «Чаши» и непоколебимая жестокость «Крестоносца». Космизм в картинах «Над миром» и «Букеты» сталкивается с закручивающимся пространством в «Спирали» (камерный женский портрет) и «Экстремуме» (обе — у московских коллекционеров). Павел Никифоров считал себя создателем новой абстрактной иконы: «Крест животворящий» и «Вход – выход». А в его «Свече» (одна из «визитных карточек» художника) Богоматерь, крест и свеча сливаются в едином образе.
Максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в будущее.
Ограниченный объем художественного наследия Павла Никифорова делает каждое его произведение поистине бесценным раритетом. Его творчество — мост, перекинутый из XX в XXI век.
Подборки мест, куда попадает «Павел Никифоров. Жизнь после жизни»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
—
Музей «Дом Гоголя»б-р Никитский, д. 7 А
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв