Выставка «Яан Тоомик. В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец»
Идея цикличности жизни и сопряженности жизни и смерти — ключевые темы в искусстве Тоомика
Выставка «Яан Тоомик. В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец»
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Сайт
Как добраться
Возраст
Цена
Подробнее о выставке «Яан Тоомик. В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец»
Московский музей современного искусства представляет масштабный персональный проект эстонского художника Яана Тоомика «В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец», куратором которого выступает Виктор Мизиано. Название выставки отсылает к рондо французского поэта и композитора XIV века Гийома де Машо (Guillaume de Machaut), которое основано на повторении всей музыки — нота за нотой — в обратном порядке. Тоомик является героем многих своих произведений и при этом наиболее устойчивой формой внутренней организации его работ оказывается мотив повтора. Идея цикличности жизни и сопряженности жизни и смерти — ключевые темы в искусстве Тоомика.
Проект в ММОМА на Гоголевском 10 представит живопись, скульптуры, короткометражные фильмы и видеоработы, созданные в течение последних 20 лет. Тоомик — наиболее известный на международной арт-сцене эстонский художник. Он одновременно живописец, создатель концептуальных инсталляций, видеохудожник, режиссер короткометражных фильмов, перформансист. По словам куратора, именно поэтому произведения выставки сгруппированы не в хронологическом порядке, а выстроены особым инсталляционным образом, в контрасте и в диалоге друг с другом, раскрывая, таким образом, как некоторые темы и мотивы воплощаются у Тоомика в разных художественных форматах — в видео, перформансе, живописи и скульптуре.
Многие видеоработы Тоомика — документация его акций и перформансов, которые, собственно, и были задуманы не столько как сценическое действие, а как предмет для видео документации. Часто они носят личный характер, как, например, в одной из самых известных видеоработ «Танцуя с отцом» (2003), где художник танцует на могиле своего рано ушедшего из жизни отца под Джими Хендрикса, стремясь, по словам автора, «преодолев внутренние табу, через танец установить с ним контакт». Поиск коммуникации — один из ведущих мотивов творчества Яана Тоомика. Так, в своей знаковой видеоработе «Отец и сын» (1998 г.), художник обнаженным медитативно ездит на коньках по бескрайнему ледяному полю под аккомпанемент религиозного песнопения в исполнении собственного сына. Образ наготы человека и наготы мира представляет нам бытие в его чистых, универсальных формах. Так, вновь задействуя в своей работе личное, Тоомик переводит его в регистр онтологический.
Важная для художника тема травм — причем не столько коллективных, сколько личных — соседствует у Тоомика со своеобразными освобождающими «ритуалами» и порой доведенными до крайности экспериментами с собственным телом. Проблематике травмы и памяти посвящен и короткометражный игровой фильм художника «Олег» (2010), основанный на реальных событиях из жизни художника. В фильме рассказывается история о неугасающем чувстве вины главного героя, который в 1982 году, будучи рядовым советской армии, узнал о решении своего сослуживца застрелиться, но ничего не сделал, чтобы его остановить. Спустя двадцать пять лет герой приезжает на место службы, отыскивает могилу товарища и разбивает возле нее палатку. Что он будет делать у этой могилы, мы никогда не узнаем.
Выставка «В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец» предоставляет зрителю редкую возможность проследить все этапы творчества Яана Тоомика: от увлечения неоэкспрессионизмом и пост-концептуальной инсталляцией до перформанса и видео-арта, а также наглядно ознакомиться с ключевыми для художника темами жизни и смерти, реальности и сновидений.
Подборки мест, куда попадает «Яан Тоомик. В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв