5сентября 2019—13октября 2019
Выставка «Хуан Геновес. Толпы»
Первая персональная выставка испанского художника в Москве
Выставки
Выставка «Хуан Геновес. Толпы»
Метро
м. Кропоткинская
Адрес
б-р Гоголевский, д. 10 (показать на карте)
Время работы
Вт-Вс 12:00 - 21:00; Пн - выходной
Номер телефона
Сайт
Цена
От 150 ₽ до 350 ₽
Подробнее о выставке «Хуан Геновес. Толпы»
Московский музей современного искусства совместно с Marlborough Gallery представляет первую персональную выставку испанского художника Хуана Геновеса в Москве. Живописец новейшей истории Испании, Геновес оказывает значительное влияние на испанскую художественную сцену начиная со второй половины ХХ века вплоть до наших дней. Выставка в ММОМА пройдет в рамках ежегодной международной ярмарки Cosmoscow.
На выставке будет показано около девяноста работ, в которых художник исследует тему толпы на разных этапах своего творчества: сначала в контексте политической борьбы против диктатора Франсиско Франко (1960-70е), а затем во время переходного периода, предваряющего наступление испанской демократии. Художник работает преимущественно с живописью, графикой, с начала 2000-х также со скульптурой, экспериментирует с различными смешанными техниками с использованием коллажа и ассамбляжа.
Хуан Геновес — современник и свидетель самых сложных и трагических событий в истории Испании ХХ века. Художник родился в 1930 году в Валенсии в семье декоратора мебели. В 16 лет, обучившись в мастерской отца, поступил в Академию изящных искусств Сан Карлос. Дальнейшее становление Геновеса как живописца происходило в послевоенное время, когда правительство генерала Франко продолжало политику тоталитаризма, а в искусстве наряду с институтами официальной неоклассической эстетики стали появляться авангардистские творческие объединения: их деятельность рассматривалась самими художниками как социально значимая и была посвящена в основном абстракции. К этому последнему лагерю принадлежал и Хуан Геновес, уже в академии основавший одну из таких групп — «Сиете» (Siete — исп. семь, семеро).
В 1960-е годы стиль «абстракции» будет взят режимом на вооружение для выступлений на международной культурной арене и демонстрации культурного свободомыслия внутри страны. Улавливая эту тенденцию, а также и под влиянием общемировых процессов в искусстве, оппозиционно настроенные художники возвращаются к фигуративной живописи, уже имея за плечами опыт авангардистских экспериментов. Одним из заметных неофигуративных испанских объединений оказалась группа «Ондо» (Hondo — исп. Глубоко, глубокий), со-основателем которой в 1960 становится Геновес. В это же время определяется узнаваемый «фигуративный» стиль Геновеса, в котором задействуется множество человеческих фигур, образующих толпу, массу, коллективного гражданина, противостоящего системе, бегущего от неё и, как правило, претерпевающего физическое насилие или смерть.
В 1970-е годы драматизм в работах художника нарастает, его взгляд фиксирует отдельные фигуры, они укрупняются так, как если бы в арсенале художника появился зум-объектив, в фокусе оказываются трагические мизансцены, а подчас и сильные эмоции их участников. Несмотря на то, что в этот период Геновес изображает немало жанровых ситуаций, его герои по-прежнему оказываются обезличенными. Закрытые лица персонажей — с одной стороны, отражение реальных событий: попытка участников политических акций и арестов скрыть себя (здесь же и завязанные глаза протестующих, приговоренных к расстрелу), с другой стороны, безликая людская толпа — тот самый найденный художником пластический мотив, который станет основным в его дальнейших творческих разработках. В тот же период Геновес создает одну из своих знаковых работ «Объятия» (1976 г.), которая стала символом новейшей испанской истории и сейчас находится в здании Конгресса депутатов, куда она передана на хранение из музея Королевы Софии как напоминание о годах диктатуры и призыв к объединению общества.
Трудный переход Испании к демократии после окончания правления генерала Франко постепенно завершился к середине 80-х годов ХХ века. В это время в работах Хуана Геновеса появляется новый образ пространства, часто затемненного, в котором человеческие фигуры оказываются крошечными, рассеянными в огромном фантастическом мире. На время гиперреализм в изображении людей уступает условной и экспрессивной работе со светом и тенью. Собственно, термин «реализм» (или даже «критический реализм»), нередко употребляющийся в отношении работ Геновеса, весьма условен. Его творческая манера далека от бытописания и буквального воспроизведения действительности. Однако то, что он представляет зрителю, несомненно и есть именно хроники испанской политической и общественной жизни.
Многофигурные полотна последних двух десятилетий можно принять за воплощение идеи глобализации, охватившей большую часть земного шара, и одновременно за снимок, сделанный с высоты дроном. В этом отдаленном взгляде угадывается авторская позиция по отношению к толпе как к массе, которая может разрастаться в любых направлениях, быть и хаотичным неуправляемым потоком, и направленной силой, пластичным материалом в руках как художника, так и политика. Несмотря на всевозможные манипуляции, мир маленьких человечков Геновеса кажется полным разнообразия и витальной силы — и это жизнеутверждающий финал для хроники общественных процессов второй половины ХХ и начала ХХI веков.
Проект Хуана Геновеса «Толпы» продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран. Так, в 2015 году при участии Посольства Испании в России открылась выставка латинских художников «Другая часть нового мира», в 2017 году была проведена первая в России масштабная выставка, посвященная архитектору Антонио Гауди, а ранее в 2019 году была представлена персональная выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы.
На выставке будет показано около девяноста работ, в которых художник исследует тему толпы на разных этапах своего творчества: сначала в контексте политической борьбы против диктатора Франсиско Франко (1960-70е), а затем во время переходного периода, предваряющего наступление испанской демократии. Художник работает преимущественно с живописью, графикой, с начала 2000-х также со скульптурой, экспериментирует с различными смешанными техниками с использованием коллажа и ассамбляжа.
Хуан Геновес — современник и свидетель самых сложных и трагических событий в истории Испании ХХ века. Художник родился в 1930 году в Валенсии в семье декоратора мебели. В 16 лет, обучившись в мастерской отца, поступил в Академию изящных искусств Сан Карлос. Дальнейшее становление Геновеса как живописца происходило в послевоенное время, когда правительство генерала Франко продолжало политику тоталитаризма, а в искусстве наряду с институтами официальной неоклассической эстетики стали появляться авангардистские творческие объединения: их деятельность рассматривалась самими художниками как социально значимая и была посвящена в основном абстракции. К этому последнему лагерю принадлежал и Хуан Геновес, уже в академии основавший одну из таких групп — «Сиете» (Siete — исп. семь, семеро).
В 1960-е годы стиль «абстракции» будет взят режимом на вооружение для выступлений на международной культурной арене и демонстрации культурного свободомыслия внутри страны. Улавливая эту тенденцию, а также и под влиянием общемировых процессов в искусстве, оппозиционно настроенные художники возвращаются к фигуративной живописи, уже имея за плечами опыт авангардистских экспериментов. Одним из заметных неофигуративных испанских объединений оказалась группа «Ондо» (Hondo — исп. Глубоко, глубокий), со-основателем которой в 1960 становится Геновес. В это же время определяется узнаваемый «фигуративный» стиль Геновеса, в котором задействуется множество человеческих фигур, образующих толпу, массу, коллективного гражданина, противостоящего системе, бегущего от неё и, как правило, претерпевающего физическое насилие или смерть.
В 1970-е годы драматизм в работах художника нарастает, его взгляд фиксирует отдельные фигуры, они укрупняются так, как если бы в арсенале художника появился зум-объектив, в фокусе оказываются трагические мизансцены, а подчас и сильные эмоции их участников. Несмотря на то, что в этот период Геновес изображает немало жанровых ситуаций, его герои по-прежнему оказываются обезличенными. Закрытые лица персонажей — с одной стороны, отражение реальных событий: попытка участников политических акций и арестов скрыть себя (здесь же и завязанные глаза протестующих, приговоренных к расстрелу), с другой стороны, безликая людская толпа — тот самый найденный художником пластический мотив, который станет основным в его дальнейших творческих разработках. В тот же период Геновес создает одну из своих знаковых работ «Объятия» (1976 г.), которая стала символом новейшей испанской истории и сейчас находится в здании Конгресса депутатов, куда она передана на хранение из музея Королевы Софии как напоминание о годах диктатуры и призыв к объединению общества.
Трудный переход Испании к демократии после окончания правления генерала Франко постепенно завершился к середине 80-х годов ХХ века. В это время в работах Хуана Геновеса появляется новый образ пространства, часто затемненного, в котором человеческие фигуры оказываются крошечными, рассеянными в огромном фантастическом мире. На время гиперреализм в изображении людей уступает условной и экспрессивной работе со светом и тенью. Собственно, термин «реализм» (или даже «критический реализм»), нередко употребляющийся в отношении работ Геновеса, весьма условен. Его творческая манера далека от бытописания и буквального воспроизведения действительности. Однако то, что он представляет зрителю, несомненно и есть именно хроники испанской политической и общественной жизни.
Многофигурные полотна последних двух десятилетий можно принять за воплощение идеи глобализации, охватившей большую часть земного шара, и одновременно за снимок, сделанный с высоты дроном. В этом отдаленном взгляде угадывается авторская позиция по отношению к толпе как к массе, которая может разрастаться в любых направлениях, быть и хаотичным неуправляемым потоком, и направленной силой, пластичным материалом в руках как художника, так и политика. Несмотря на всевозможные манипуляции, мир маленьких человечков Геновеса кажется полным разнообразия и витальной силы — и это жизнеутверждающий финал для хроники общественных процессов второй половины ХХ и начала ХХI веков.
Проект Хуана Геновеса «Толпы» продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран. Так, в 2015 году при участии Посольства Испании в России открылась выставка латинских художников «Другая часть нового мира», в 2017 году была проведена первая в России масштабная выставка, посвященная архитектору Антонио Гауди, а ранее в 2019 году была представлена персональная выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы.
Подборки мест, куда попадает «Хуан Геновес. Толпы»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
—
Музей «Московский музей современного искусства на Гоголевском (ММОМА)»б-р Гоголевский, д. 10
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв