Елена Смирнова
4 октября 2023Спектакль «Мой бедный Марат»Любовью-жалостью живет 30 лет Лика, героиня пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в спектакле, поставленном Александром Тарасовым в Театре Романа Виктюка, премьера которого состоялась 30 сентября – в День Веры, Надежды и Любви.
Внешне ее семейная жизнь с Леонидиком выглядит прекрасно – работает на любимой работе, продвигается по служебной лестнице, заботится о муже, который с войны вернулся инвалидом, разговаривает с ним в полушутливом тоне, но... в глазах застыла грусть и мыслями она в далеком 1942 году…
В ту зиму дом шестнадцатилетней девочки Лики разбомбили и она перебралась в пустующую квартиру в уцелевшей его части.
В один прекрасный и судьбоносный день вернулся хозяин квартиры – семнадцатилетний Марат и стали они вместе выживать в холодном, голодном, блокадном городе Ленинграде, растапливая квартиру остатками мебели.
А затем к ним забредает Леонидик, ровесник Марата, замёрзший и оголодавший.
Оба мальчишки влюбляются в Лику, она же отдала свое сердце Марату. Как оказалось - навсегда.
Марат и Леонидик уходят на фронт, первым возващается Леонидик – беспомощный, потерявший на войне руку, и постоянно твердит Лике, что без нее он пропадет.
А вот Марат, вскоре тоже вернувшийся, не может открыто сказать ей о своей любви. Видя любовь друга и жалея его, он уезжает. Лика выходит замуж за Леонидика.
Арбузов в своей пьесе отвел на их спокойную и размеренную семейную жизнь 13 лет, а вот режиссер Александр Тарасов, зацепившись за авторскую ремарку «Никогда не поздно, даже за день до смерти начать все сначала», решил свести их всех вместе лишь через 30 лет…
В спектакле юных Лику и Леонидика играют Мария Матто и Константин Авдеев,
зрелых – Екатерина Карпушина и Павел Новиков.
Таким образом, режиссер как бы подчеркивает, насколько за эти годы изменились эти персонажи. А вот исполнитель роли Марата - Никита Башков – прошел сквозь годы без изменений.
Леонидику потребовалось 30 лет, чтобы перестать быть эгоистом, думающим только о себе и он, видя невысказанную и не проходящую все эти годы боль в глазах любимой, разыскал и вызвал телеграммой Марата.
Свалившийся как снег на голову Марат (благо это случилось в новогоднюю ночь) честно сознается, что потеряв Лику, потерял все…
«Не бойся быть счастливым, мой бедный Марат, ты только не бойся!» - говорит ему Лика. А вот сможет ли он, проживший уже бОльшую часть своей жизни, последовать этому совету? Получится ли? Финал как пьесы, так и спектакля – открытый.
Мне понравился режиссерский ход показать жизнь арбузовских персонажей в далекие сороковые через воспоминания Лики, которыми она, собственно говоря, и живет все эти годы. Поэтому очень часто в спектакле Мария Матто начинает фразу, а Екатерина Карпушина ее тут же подхватывает.
Спектакль у Александра Тарасова вышел очень сложносочиненный, наполненный множеством символов.
Декорации и костюмы к нему создал Геннадий Скоморохов.
Перед зрителями - двухэтажная стенa разрушенного дoмa, плиты кoторого то висят, то двигаются в воздухе, то пaдaют... И три лестницы, уходящие в высоту.
Жизнь утекает от персонажей пьесы, как песок, которого становится на сцене все больше и больше…
Целевой аудиторией спектакля станут зрители, любящие Театр Романа Виктюка с его неизменной символикой и прекрасных артистов этого Дома Света, которые, как всегда, заряжают зрителей исходящей о них энергетикой.
Но и им я бы посоветовала ознакомиться с пьесой, которую советский драматург Алексей Арбузов считал своей лучшей, иначе нелинейное развитие действия потребует определенных усилий, чтобы понять, что же тут, собственно говоря, происходит.
Так что или читайте, или готовьтесь пройти театральный квест.
Оставить отзыв