Mariya Godlevskaya
23 мая 2024Спектакль «Я люблю тебя, папа»В середине мая состоялась премьера спектакля режиссера Дмитрий Бикбаева "Я люблю тебя, папа" по повести Вячеслава Бавидова "Случайность… Случайность? " в театральном пространстве "Арт-платформа" в Новом Манеже. Спектакля, где действие фрагментами собирается уже от входа в Новый Манеж, где тесно переплетены кино, театр и музыка, где в основе лежат реальные истории зрителей, где можно разгадать в символах, что будет дальше. Разгадать, но не предотвратить, потому что именно там, в этом спектакле, несколько реальных историй сошлись в одной точке для своего печального завершения.
Все мы рано или поздно лишаемся родного человека, будь то отец, как в спектакле, или другой член семьи, и эти трагические обстоятельства неизбежны в жизни большинства из нас, как и последующие сожаления об упущенной возможности дольше находиться рядом, а потому спектакль "Я люблю тебя, папа" в любом случае особенно болезненно отзывается эхом в сердце каждого зрителя. К тому же, создатели постановки предложили зрителям стать соавторами - написать свои истории, связанные с потерей отца. Так кусочки личных трагедий стали составляющими одного большого проекта, заставляющего задуматься о по-настоящему важном и невосполнимом. Во-первых, из историй зрителей и был создан собирательный образ отца в постановке, а во-вторых, в фойе "Арт-платформы" организовали очень трогательную выставку с фотографиями отцов и фрагментами историй, которая уже до начала спектакля настраивает на предстоящее сопереживание героям. Не знаю, как у других, но у меня сердце дрогнуло...
Кроме выставки к спектаклю подготовили очень оригинальное символическое оформление пространства вне зала. На стене - проекция изображение летающих воронов, по всей видимости, в качестве вещих птиц и проводников в царство мертвых, как считалось в славянской мифологии. На входе - ящики с мандаринами и большим количеством еловых веток, а в фойе - укрытые скатертями сервированные столы с мандаринами и салатом оливье. Столы, уходящие в темноту открытого зала, словно манящие в неизвестное будущее. На экране возле входа в зал - фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" Нетрудно догадаться, что это атрибутика самого что ни на есть семейного праздника - Нового года. Характерно, что на дне тарелок расположены зеркала, словно бы ставя зрителей на место героев, заставляя взглянуть на себя со стороны, намекая: "Взгляните, разве это не вы за праздничным столом?" Более полно этот ход раскрывается уже после просмотра постановки. Забегая вперед, расскажу, что, выходя из зала, вы уже не увидите оливье и мандарины - их сменит рюмка, покрытая ломтиком черного хлеба. Фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" в фойе сменится песней, которой закончили спектакль - "Опустела без тебя земля".
Сам спектакль тоже состоит из множества очень интересных составляющих: народных, мифологических и кинематографических. Прежде всего, потрясающая идея - участие в постановке фольклорного ансамбля "КОМОНЬ", который исполняет русскую народную музыку в современной интерпретации. Получаются мистические славянские напевы, душераздирающие и гипнотизирующие. Вокалисты ансамбля наряду с актерами появляются на сцене в невероятных костюмах, словно невидимые для персонажей, но видимые для зрителей духи. Я в костюмах не разбираюсь, но они похожи либо на копии каких-то обрядовых славянских, либо на придуманные в этом ключе. В любом случае, смотрелось великолепно, особенно в сочетании с оригинальными декорациями и с образами персонажей, имеющими в одежде элементы народного орнамента. Мне кажется, это вполне тянет на коллекцию дизайнерской одежды. Декорации такие же необычные: зал весь в тумане, яркие софиты пробиваются сквозь толстые стволы деревьев, в лесу виляет длинная дорога из столов, покрытых красными скатертями, стоит новогодняя елка. Слева - большое деревянное полотно, которое служит экраном для проекции, а в последствии опускается и превращается в крышу, позади которой деревья отбрасывают тени, а над ними летают в темноте огненные птицы. У входа в зал висит еще один портал в кинематографический мир. Я даже не уверена, что увидела все элементы этих обширных сказочных декораций. А фея, сотворившая это визуальное чудо, - Анна Горбас, снимаю шляпу, костюмы и декорации просто роскошные!
"А зачем столько экранов?", - спросите вы. Дело в том, что немаловажным элементом постановки является черно-белое кино, которое чередуется с игрой на сцене. Мне это напомнило старые пленки, которые мы раньше смотрели всей семьей, а теперь их смотреть не можем ни я, ни родители, потому что многих, кто есть на пленке, уже нет с нами. Наверное, именно поэтому главный герой постановки - папа - появлялся перед нами только на видео. Всю первую часть спектакля я сидела с предчувствием беды, ощущением неизбежности, всеми силами пытаясь не проводить параллели с собой и своими родными. Но действие затягивало, сцена расширялась и становилась частью зала, софиты, пробивающиеся сквозь туман, и песни гипнотизировали так, что уже сложно было контролировать свои чувства. Вторую половину спектакля я плакала, женщина слева от меня тоже, и девушка передо мной плакала. А еще, наверное, бо́льшая часть зала, но я не прислушивалась, я была слишком сильно погружена в спектакль. Мне кажется, каждый в это время представлял родных, счастливые дни, когда была возможность собираться вместе, и трагические моменты, переломившие жизнь на "до" и "после"...
Особая благодарность актерам, которые пропустили через себя боль своих персонажей, искренне сыграли как в кино, так и на сцене. Честно говоря, немного жаль, что Максима Дахненко, сыгравшего в кино папу, нельзя увидеть вживую, мне бы очень хотелось. Но зато можно увидеть Лику Рулла в роли мамы. Мне очень нравятся эти актеры. Прекрасны были и Анастасия Байкаева в роли Светы, и Надежда Козлова в роли бабушки, и Глеб Бочков в роли Дениса, и Сергей Евдокимов в роли дедушки. Сложно каждый спектакль переживать такие эмоции. Возможно, я не права, но когда актеры играют спектакли по каким-то пьесам, все равно переживания персонажей какие-то хоть сколько-нибудь далекие. Но боль от потери родного человека - это так близко каждому, так естественно, и так страшно переживать это каждый раз. Чтобы играть в этом спектакле, нужно иметь большую силу воли и духа, мне кажется. Отдельная благодарность участникам фольклорного ансамбля "КОМОНЬ": Илье Шарову, Иустине Бутровой, Маше Медведченковой, Марии Холодовской, Полине Дементьевой, - ведь они не только наполнили спектакль потрясающей музыкой и особым волшебством, но и играли на сцене вместе с актерами. Ах да, чуть не забыла! Были еще маленькие актеры - куклы: папа, мама, дети, возможно и бабушка с дедушкой, но я не очень разглядела в другой стороне сцены. Очень грустное окончание, где счастливая полная семья есть теперь разве что в кукольном домике.
Когда артисты вышли на поклон, заиграла песня "Опустела без тебя земля", которая, на мой взгляд, там не совсем уместна, возможно потому, что она ассоциируется у меня с другими историями (Экзюпери и "Три тополя на Плющихе"). Но в тот момент она растрогала меня еще больше. Зал аплодировал стоя. Если вы собираетесь идти на спектакль "Я люблю тебя, папа" в театральном пространстве "Арт-платформа" в Новом Манеже, готовьтесь, будет больно, и будут слезы, скорее всего. Я вышла в слезах, добежала до ближайшей лавочки и сразу позвонила сначала маме, а потом папе. И вы позвоните близким, прямо сейчас, а лучше приезжайте к ним. А если вам некогда, если вам нужно сначала сделать много важных дел, то вам как можно скорее нужно на этот спектакль.
Оставить отзыв