Обзор событий марта в Москве
Рассказываем, чем заняться в Москве этой весной!
В связи с введением запрета на проведение массовых мероприятий в Москве события могут быть отменены или перенесены. Подробную информацию узнавайте у организаторов.
Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985
- 150 ₽ — 500 ₽
С 11 декабря по 2 августа
Посетить →Последние отзывы
Яна Ланская
3 июня 2023Спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»Мое знакомство с театром Виктюка началось со спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».
С творчеством ведущего артиста театра Виктюка, Народного артиста РФ Дмитрия Бозина я уже знакома по спектаклю Леонардо в театре Модерн, но сейчас хочу поделиться с вами своим впечатлением после спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».
Когда-то Роман Виктюк пообещал Рудольфу Нуриеву поставить о нем спектакль, свое обещание он сдержал. Спектакль поставлен в память о великом танцоре. Премьера этого спектакля состоялась ещё в 2004 году.
Перед посещением спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» я ознакомилась с биографией Нуреева. Думаю, что у многих это имя на слуху - великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость. Для меня это был рассказ от первого лица о сложной жизни, о борьбе, об успехе, о страданиях и стальной воле. Роман Виктюк в своем спектакле показал нам личность Рудольфа Нуреева, его талант и трагедию из жизни человека. Этот спектакль о личности великого танцора. Ранее балет меня не привлекал, но посетив несколько пластических спектаклей, в том числе и театр Виктюка, я начинаю менять свое отношение, и сейчас этот вид искусства вызывает во мне интерес, а это значит, что на одного поклонника невероятно красивого и мужественного искусства стало больше, за что спасибо постановкам Романа Виктюка.
Игра актеров вот, что с первых секунд приковывает внимание зрителя, и ты уже не просто смотришь, а смотришь затаив дыхание, ведь на сцене разворачивается целая жизнь. К слову, спектакль живет уже 20 лет и до сих пор собирает полные залы. Невероятная работа актеров, Дмитрий Бозин – ведущий артист театра Романа Виктюка, пластика этого артиста и его невероятный актерский талант заполнили весь зрительный зал с первой до финальной секунды. Накал жизни Рудольфа Нуреева он показал таким образом, что ни на долю секунды я не сомневалась, что я наблюдаю на сцене самого Нуреева и не просто на видеоряде с документальными записями Нуреева, который проецируется на заднике сцены, а вот он настоящий, танцует на сцене перед зрительным залом.
Очень ярко и пронзительно показан дуэт Марго Фонтейн (Анна Нахапетова) и Рудольфа Нуреева (Дмитрий Бозин). Я не буду пересказывать полностью содержание спектакля, так как очень хочу, чтобы каждый из вас загорелся желанием побывать на этом невероятном спектакле. В спектакле задействована целая плеяда талантливых артистов, каждый из них выкладывался на максимум и так, что невозможно перевести взгляд.
Спектакль пропитан материнской любовью, главный герой все время обращается к своей матери, которая находится очень далеко от него. В минуты, когда ему тяжело, сложно и страшно – он зовет мать (роль матери исполняет засл. артистка РФ Людмила Погорелова) и обращается к ней за поддержкой. Мать слышит его, но не может помочь своему такому любимому и талантливому ребенку. Она ласково обращается к нему «мой жеребеночек» во время сцен с матерью я сдерживала в себе слезы, но они так предательски подступали.
Я всегда стараюсь разгадать, какой философский подтекст режиссер вложил в спектакль, декорации, костюмы актеров. Почему именно такие декорации выбрал и их смысловую нагрузку и сакральность. Ведь каждая деталь в спектакле несет в себе идею и смысл, что-то глубокое, что создатель спектакля хотел донести до зрителя. Из декораций на сцене мы видим балетный станок в виде кольца, сакральный смысл которого для себя я поняла как бесконечный бег по кругу, борьба. Несколько раз за спектакль главный герой балансирует на нем, пытаясь пройти это бесконечное закольцованное испытание, но в финале он срывается и проигрывает борьбу, борьбу с болезнью. Есть в спектакле и отсылка к Сизифову труду и Прометею – Нуреев как бог балета принес людям огонь знания. Огромный тяжелый шар серебристого цвета, который так же появляется в спектакле в нескольких сценах и в финале герой Нуреева символически замирает, держа в руках этот шар, и его покрывают расшитым золотом халатом - ковром. Это тоже сакральный смысл.
Музыкальное оформление, свет – все органично дополняет друг друга в спектакле и создает образ единого организма. Который дышит и живет вместе с героями на сцене.
Спектакль очень глубокий, сакральный и невероятно актуальный всегда. Что хочется сказать в завершение – прежде, чем давать оценку, чьим либо действиям и поступкам, необходимо посмотреть глубже.
Я рекомендую спектакль к просмотру всем и даже тем, кто не интересуется балетом и танцевальным искусством. Это одновременно яркий и трагический спектакль о жизни великого танцора Рудольфа Нуреева - чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение. Он вспыхнул как яркая звездочка на небосклоне и до сих пор продолжает сиять и дарить нам свой огонь.
Инесса Савелова
31 мая 2023Спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»Спектакли Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.
Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.
В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим.
Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.
Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…
Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его надгробии..