Выставка «Комнаты. Эпилог»
Александра Паперно, Андрей Сяйлев, Ася Маракулина
Выставка «Комнаты. Эпилог»
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Сайт
Возраст
Подробнее о выставке «Комнаты. Эпилог»
Эта выставка логически продолжает тему выставки «Комнаты» куратора и исследователя современного искусства Анны Романовой, которая будет показана этой осенью в Музее изобразительных искусств в Самаре. Этот произвольный спин-офф крупного хрестоматийного проекта тоже посвящается одной из самых выразительных сквозных тем русской культуры, но при этом концентрируется на ее более узких аспектах, прорабатываемых современными художниками.
Куратор посвятила свое исследование границе между «социальным» и «художественным» и ведет его от 19 века, когда характеристика быта персонажа в литературе и искусстве играет важную роль к репрезентации «социального пространства». Спустя более чем полвека, оно наиболее ярко проявляется в творчестве художников московского концептуализма, неотъемлемой частью рефлексии которых становится окружающее пространство: интерьер, быт и речь.
Говоря о комнатах в контексте современных художественных практиках, в меньшей степени интерес представляет характерный интерьер. В фокусе исследования – функции репрезентируемого пространства, а также механизмы взаимодействия с ним. Показаны не изображения пространств, а способы построения отношений с ним таким образом, чтобы оно становилось не фоном для сюжета, а содержанием, или сообщником, соавтором.
Архитектурный авангард стремился «формовать» человека через его место: дома-коммуны, модернистское жилье и конструктивистские клубы мыслились ключом в подготовке людей к новому скачку урбанизации, переходу от одного типа повседневности к другому: от традиционного уклада к городскому. Работы Александры Паперно – с одной стороны, посвящение идее прямой перспективы, которая расширила наши возможности видеть и осознавать пространство, с другой стороны – предложение физически ощутить несоответствие человеческого тела предлагаемому пространству или его плану, а значит, отстраниться. Стерильная репрезентация дает множество способов для взаимодействия и интерпретации. Она не предусматривает присутствия человека, но создает кинематографический эффект напряженного ожидания, «активизирует общие коммунально-советские воспоминания» и одновременно освобождает.
Изображения комнат более служат дополнениями к портрету того или иного персонажа и также той причине, что наша реальность все меньше состоит из предметов, которые можно изобразить и все больше из нематериальных единиц, не менее реальных, чем стул и стол, рукотворных и нагруженных значениями. Традиционные медиа справятся с изображением экрана, но не его постоянного меняющегося содержания. Андрею Сяйлеву, впрочем, удалось запечатлеть режим редактирования реальности и тот дискомфорт, который мы испытываем, наблюдая за привычным осязаемым материалом, разрушаемого инструментом из графического редактора.
Помимо репрезентации пространства, материального или виртуального, связанного с памятью или идеологией, по-прежнему существует идея комнаты как личного пространства, приватного места и индивидуального опыта его восприятия. Опыт Аси Маракулиной рассказывает о том, как она взяла собственную мастерскую за точку опоры, помогающую ей через перформативные практики вернуть себе (или заново обрести) реальность. Живопись не является целью, но становится документацией процесса, в течение которого происходит «трансформация отношения и внутренний сдвиг».
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв