20декабря 2019—2февраля 2020
Выставка «Игорь Самолет. Энергия ошибки»
Новый проект выпускника школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Игоря Самолета
Выставки
Выставка «Игорь Самолет. Энергия ошибки»
Метро
м. Кропоткинская
Адрес
ул. Остоженка, д. 16 (показать на карте)
Время работы
Вт-Вс 12:00 - 21:00; Пн - выходной
Номер телефона
Цена
От 50 ₽ до 500 ₽
Подробнее о выставке «Игорь Самолет. Энергия ошибки»
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет новый проект выпускника школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Игоря Самолета «Энергия ошибки», в котором автор исследует проблему человеческих взаимоотношений, рассматривая их через социальный и цифровой фильтры.
Всем проектам художника присуща сложная драматургия: от комедийности до подлинного драматизма. Самолет трактует образ современного человека через его эмоциональную неустойчивость, показывая его уязвимость внутри гигантского цифрового пространства. Экранная культура диктует новые правила игры и алгоритмы межличностного взаимодействия: на смену «живому» человеческому общению пришли социальные сети и разнообразные чаты, интонации заменили эмодзи, а лица — маски в Снэпчат и Инстаграм.
Новая реальность требует нового визуального языка. Свои объекты Игорь Самолет называет «контент формы» — это скриншоты экрана телефона художника, включающие плей-листы, новости, переписки в мессенджерах, автопортреты с использованием Инстаграм- и Снэпчат- масок, посты в Фейсбук — все, что понравилось, зацепило, показалось важным. Автор показывает, как скриншот может стать своего рода «решающим моментом» — новой формой, новым жанром в фотографии.
Инсталляция из ткани и других легких материалов, на которые в виде скриншотов «нанизан» повседневный контент смартфона художника, символизирует эфемерность цифрового пространства, не имеющего физических параметров, из которого каждый из нас, тем не менее, «шьет себе виртуальную одежду».
Игорь Самолет относит себя к поколению художников «20:20» (двадцать-двадцать). Термин, отсылающий нас к традиции замечать и скринить сдвоенные цифры на часах телефона, одновременно загадывая желание, придумал он сам. Генерация художников, сформировавшихся в эпоху нейросетей, агрегаторов новостей и алгоритмов соцсетей, переосмысливает фундаментальные проблемы человеческого бытия: свободы, счастья, веры, самоидентификации в условиях цифровой реальности, а также моделирует возможные варианты ее развития, делая акцент на самых проблемных аспектах. Например, появлении безобидных с виду развлекательных приложений, незаметно собирающих персональные данные пользователей соцсетей наподобие «Старшего брата» из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». В инсталляции Игоря Самолета тревожное ощущение внешнего присутствия визуализируется с помощью камер наблюдения, ставших одним из символов современной цивилизации. Их непрерывное подмигивание сообщает: «Большой брат следит за тобой!».
Помещая зрителя внутрь своего коммуникационного поля, автор заставляет задуматься о проблеме приватности в цифровую эпоху. Личные данные становятся товаром, а наши желания, вкусы и предпочтения — ценным материалом для маркетологов глобальных корпораций, анализирующих поисковые запросы и предлагающих услуги на любой вкус.
В отличие от традиций постмодернизма, скрывающего личность художника за набором цитат, проект Игоря Самолета «Энергия ошибки» максимально персонифицирован. В названии выставки художник раскрывает суть своего творческого метода: «Ошибка, влекущая несовершенство, персонализирует опыт и этим делает его интересным. Все мои ответы персонализированы, я вывожу свой повседневный опыт как главную точку опоры в создании своих работ… описывая свою реакцию, я описываю само время, в котором живу и обнаруживаю себя участником глобальных процессов».
Выставка, по сути, является дневником Игоря Самолета, развернутым в пространстве. На его страницах-скриншотах, подключая к дискуссии свой дружеский круг и зрителей, художник задается одним из главных вопросов, интересующем человечество во все времена: как быть счастливым в предложенных исторических обстоятельствах?
Эффект виртуального дневника многократно усиливается благодаря включенным в экспозицию реальным бумажным дневникам московского школьника Олега Черневского 1936—1937 годов из архива Международного общества «Мемориал», являющихся уникальным историческим свидетельством одного из самых трагических периодов советской истории. Подросток писал об арестах, громких процессах и расстрелах, коснувшихся и его семьи — отца Олега, Всеволода Черневского, арестовали 15 ноября 1937 года по обвинению в военном заговоре. Эти записи соседствуют в дневнике с рассказами о школьных успехах, друзьях-одноклассниках, покупках, походах в кино, праздновании нового года, переживаниях, связанных с первой влюбленностью — всем тем, что ежедневно наполняет жизнь любого человека и позволяет находить поводы для радости в самых тяжелых обстоятельствах.
Всем проектам художника присуща сложная драматургия: от комедийности до подлинного драматизма. Самолет трактует образ современного человека через его эмоциональную неустойчивость, показывая его уязвимость внутри гигантского цифрового пространства. Экранная культура диктует новые правила игры и алгоритмы межличностного взаимодействия: на смену «живому» человеческому общению пришли социальные сети и разнообразные чаты, интонации заменили эмодзи, а лица — маски в Снэпчат и Инстаграм.
Новая реальность требует нового визуального языка. Свои объекты Игорь Самолет называет «контент формы» — это скриншоты экрана телефона художника, включающие плей-листы, новости, переписки в мессенджерах, автопортреты с использованием Инстаграм- и Снэпчат- масок, посты в Фейсбук — все, что понравилось, зацепило, показалось важным. Автор показывает, как скриншот может стать своего рода «решающим моментом» — новой формой, новым жанром в фотографии.
Инсталляция из ткани и других легких материалов, на которые в виде скриншотов «нанизан» повседневный контент смартфона художника, символизирует эфемерность цифрового пространства, не имеющего физических параметров, из которого каждый из нас, тем не менее, «шьет себе виртуальную одежду».
Игорь Самолет относит себя к поколению художников «20:20» (двадцать-двадцать). Термин, отсылающий нас к традиции замечать и скринить сдвоенные цифры на часах телефона, одновременно загадывая желание, придумал он сам. Генерация художников, сформировавшихся в эпоху нейросетей, агрегаторов новостей и алгоритмов соцсетей, переосмысливает фундаментальные проблемы человеческого бытия: свободы, счастья, веры, самоидентификации в условиях цифровой реальности, а также моделирует возможные варианты ее развития, делая акцент на самых проблемных аспектах. Например, появлении безобидных с виду развлекательных приложений, незаметно собирающих персональные данные пользователей соцсетей наподобие «Старшего брата» из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». В инсталляции Игоря Самолета тревожное ощущение внешнего присутствия визуализируется с помощью камер наблюдения, ставших одним из символов современной цивилизации. Их непрерывное подмигивание сообщает: «Большой брат следит за тобой!».
Помещая зрителя внутрь своего коммуникационного поля, автор заставляет задуматься о проблеме приватности в цифровую эпоху. Личные данные становятся товаром, а наши желания, вкусы и предпочтения — ценным материалом для маркетологов глобальных корпораций, анализирующих поисковые запросы и предлагающих услуги на любой вкус.
В отличие от традиций постмодернизма, скрывающего личность художника за набором цитат, проект Игоря Самолета «Энергия ошибки» максимально персонифицирован. В названии выставки художник раскрывает суть своего творческого метода: «Ошибка, влекущая несовершенство, персонализирует опыт и этим делает его интересным. Все мои ответы персонализированы, я вывожу свой повседневный опыт как главную точку опоры в создании своих работ… описывая свою реакцию, я описываю само время, в котором живу и обнаруживаю себя участником глобальных процессов».
Выставка, по сути, является дневником Игоря Самолета, развернутым в пространстве. На его страницах-скриншотах, подключая к дискуссии свой дружеский круг и зрителей, художник задается одним из главных вопросов, интересующем человечество во все времена: как быть счастливым в предложенных исторических обстоятельствах?
Эффект виртуального дневника многократно усиливается благодаря включенным в экспозицию реальным бумажным дневникам московского школьника Олега Черневского 1936—1937 годов из архива Международного общества «Мемориал», являющихся уникальным историческим свидетельством одного из самых трагических периодов советской истории. Подросток писал об арестах, громких процессах и расстрелах, коснувшихся и его семьи — отца Олега, Всеволода Черневского, арестовали 15 ноября 1937 года по обвинению в военном заговоре. Эти записи соседствуют в дневнике с рассказами о школьных успехах, друзьях-одноклассниках, покупках, походах в кино, праздновании нового года, переживаниях, связанных с первой влюбленностью — всем тем, что ежедневно наполняет жизнь любого человека и позволяет находить поводы для радости в самых тяжелых обстоятельствах.
Подборки мест, куда попадает «Игорь Самолет. Энергия ошибки»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Москве
Архив расписания
—
Галерея «Мультимедиа Арт Музей в Москве (МАММ)»ул. Остоженка, д. 16
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв