Выставка Николая Касаткина «Оглядываясь назад. Ретроспектива. 2015 — 1948»
В октябре 2015 Объединение «Манеж» впервые покажет масштабную ретроспективу признанного классика современного российского искусства Николая Касаткина.
Выставка Николая Касаткина «Оглядываясь назад. Ретроспектива. 2015 — 1948»
Подробнее о выставке «Выставка Николая Касаткина «Оглядываясь назад. Ретроспектива. 2015 — 1948»»
В октябре 2015 Объединение «Манеж» впервые покажет масштабную ретроспективу признанного классика современного российского искусства Николая Касаткина.
На выставке будет представлено свыше 100 живописных работ, объекты, графические листы. Многие произведения автора будут показаны впервые.
Часть работ для экспозиции в Новом Манеже предоставляют музеи — Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства, ряд региональных музеев России, таких как Смоленский музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея, Белгородский государственный художественный музей. Большая часть произведений художника находится в частных собраниях по всему миру, среди которых наиболее значимые — Фонд «Новый», Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина — также предоставляют работы Касаткина из своих коллекций для выставки.
Куратор выставки Сергей Попов предлагает необычный, ретроспективный взгляд на творческий путь художника: зритель движется от недавних работ к более ранним, находя истоки развиваемых художником идей на протяжении десятилетий (первые из представленных живописных работ восходят к послевоенному времени, годам учебы Касаткина в легендарной Московской средней художественной школе на Крымском Валу). К выставке подготовлен каталог, включающий как статьи искусствоведов (В. Пацюков, С. Попов, К. Светляков), так и тексты художников близкого круга (Э. Булатов, Б. Орлов, Д. Пригов).
Эта выставка может оказаться откровением для тех, кто считает, что представление о «другом искусстве» было окончательно сформировано в прошлом десятилетии и закреплено в научных трудах. Касаткин — пожалуй, последний «не показанный» из классиков современного искусства, значительная фигура, знакомство с которой корректирует наши представления об исторических путях отечественного искусства. Его творчество равно отстоит как от заимствованных с Запада открытий послевоенного авангарда, так и от классической, перешедшей в советскую, школы реализма. Возможно, его масштабный показ необходим именно в сегодняшних условиях, когда поиск «национальной идентичности» остро нуждается в открытом диалоге со всей мировой культурой.
Николай Иванович Касаткин родился в 1932 году в деревне Жуково Смоленской области, с 1933 года живёт в Москве, однако, начиная с 1983 года, каждое лето проводит в Смоленщине, в деревне Воронцово. В 1959 году окончил МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1973 года — член Московского Союза художников. Его индивидуальный творческий мир сложился в кругу московских авторов «другого искусства», прежде всего Э. Булатова и О. Васильева. После института его художественные поиски лежали в русле постсезаннистских экспериментов (в том числе под влиянием живописи Р. Фалька), затем (со 2-й половины 60-х) — на стыке картины и объекта. Художник исследовал воздействие на живопись фотографии и произведений китча, но основным жанром в его творчестве с начала 70-х годов становится «концептуальный пейзаж», основанный на принципе комбинирования узнаваемых пейзажных структур как в природе, так и в истории искусства. Так же, как Эрик Булатов и Олег Васильев, Касаткин работает с пространством картины, объективными принципами её построения, учитывая достижения как искусства авангарда, так и реалистической живописи (в особенности пейзажа XIX столетия), за счёт чего вырабатывает собственную, узнаваемую и неповторимую линию в искусстве. Он работает неторопливо, создавая, как правило, не более нескольких картин в год, часто, в течение года, воспроизводя фрагменты пейзажей Смоленщины летнего периода. Работы хронологически разделяются по сериям, в основе каждой из которых лежит четкая идея и модель отношения картины и зрителя. Многие из работ Касаткина имеют огромные форматы, превышающие четыре метра в длину, но это не мегаломания, а необходимость ввести зрителя в пространство картины, практически осязаемое.
Большая часть из этих работ будет представлена на выставке в Новом Манеже.
Ирина Толпина, генеральный директор Объединения «Манеж»: «Как бы шаблонно это ни звучало, но отмечу ещё раз, что Николай Касаткин — живой классик, его талант безусловен, значительность вклада в российское современное искусство не подлежит сомнению. Мы рады представить публике столь масштабный проект, в который вошли и работы, ранее нигде не показанные. Интересен и замысел куратора — показать ретроспективу от сегодняшних дней к ранним работам, что, безусловно, отражено в необычной архитектуре и экспозиционном решении проекта».
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв