Встреча «Реквиемы по эпохе. Ретроспектива памяти Марлена Хуциева»
Полная ретроспектива памяти Марлена Мартыновича Хуциева
Встреча «Реквиемы по эпохе. Ретроспектива памяти Марлена Хуциева»
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Как добраться
Возраст
Подробнее о встрече «Реквиемы по эпохе. Ретроспектива памяти Марлена Хуциева»
C 27 марта по конец июня в кинотеатре «Иллюзион» пройдет максимально полная ретроспектива памяти Марлена Мартыновича Хуциева. Покажут все его режиссерские работы, включая редкие документальные ленты, картины его учителей — Игоря Савченко и Бориса Барнета, фильмы, где Хуциев выступал сценаристом или актером, а также документальные ленты о творчестве Марлена Мартыновича.
Марлен Хуциев родился в 1925 году в Тбилиси (тогда носившем название Тифлис), где и провел детство, разыгрывая во дворе спектакли, например, по написанной им пьесе «Броненосец Потемкин». После Второй мировой войны он переехал в Москву и поступил во ВГИК, где учился в мастерской у знаменитого советского режиссера Игоря Савченко. Под его руководством Хуциев вместе с однокурсником Феликсом Миронером снял дипломный короткий метр «Градостроители» (1950). Еще один учитель молодого Марлена – Борис Барнет, у которого он работал ассистентом на картине «Ляна» (1955). Хуциев дебютировал в 1956 году «Весной на Заречной улице» (снова сорежиссер – Феликс Миронер), которую в СССР посмотрело более 30 миллионов зрителей. В 1958 в Одессе он снял первый самостоятельный фильм «Два Федора», где сыграл первую главную роль Василий Шукшин.
Затем последовали «Застава Ильича» (1964) и «Июльский дождь» (1966), ставшие символами оттепели, нашей «новой волной». Эти два шедевра синхронны новому кино, появлявшемуся по всему миру. Хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем. Российский кинокритик Мирон Черненко назвал «Июльской дождь» реквиемом по эпохе, фильмом, в котором герои «Заставы Ильича» не просто повзрослели на три с лишним года, – они повзрослели на целый исторический катаклизм. К сожалению, «Июльский дождь» подвергся травле, а «Застава Ильича» вызвала гнев Хрущева, подверглась цензуре и вышла в прокат в сокращенной, измененной версии под названием «Мне двадцать лет». Впрочем, это не помешало в 1965 году этому фильму разделить награду Венецианского кинофестиваля с «Симеоном-столпником» Бунюэля. Премьера режиссерской версии картины состоялась только в 1988 году.
Наверное, самой запоминающейся сценой во всем творчестве Хуциева стал автобиографический финал «Заставы Ильича»: встреча с погибшим на войне отцом в финале. Поиск отца – сквозной, очень личный, мотив всех его картин. Режиссер потерял отца в 1937 во время сталинских репрессий. Его ровесники и следующее поколение росли без отцов, погибших на полях Второй мировой войны. Хуциев принадлежит к тем режиссерам, кто действительно говорил с массовым зрителем о том мире, в котором они жили; его фильмы смотрели миллионы людей. Даже сегодня этот финал с призраком отца сложно смотреть без дрожи. И можно только представить, чем эта картина была для зрителей шестидесятых.
Великая Отечественная война эхом присутствует во всех картинах Марлена Хуциева. Встреча фронтовиков в финале «Июльского дождя», послевоенная жизнь в «Двух Федорах», наконец, фотография отца в «Заставе Ильича»... Но только один его фильм непосредственно посвящен войне – телевизионный «Был месяц май» (1970). После него последовал 13-летний перерыв, во время которого Хуциев завершил после смерти Михаила Ромма его прощальную картину «И всё-таки я верю…» (1974) и начал преподавать во ВГИКе, где в разные годы его учениками стали Абдеррахман Сиссако, Василий Пичул и Бакур Бакурадзе.
«Бесконечность» (1991) – последняя завершенная полнометражная картина Марлена Хуциева – не просто его шедевр, но и что-то вроде ретроспективы предыдущих картин режиссера, отсылками к которым наполнен фильм. Находясь в редкой для отечественного кино модернистской традиции, между «Зеркалом» Андрея Тарковского и «Русским ковчегом» Александра Сокурова, «Бесконечность» оказалась самым масштабным в творчестве Хуциева размышлением о природе времени и связности поколений. Одна из самых красивых сцен: главный герой получает ветхие даггеротипы от незнакомца, тот вспоминает стихотворение Пушкина. «Вы говорите так, словно его современник», – отвечает ему протагонист. Действительно, Марлен Мартынович в своих фильмах беседовал с великими классиками, словно их не разделяло время и поколения, оттого неудивительно, что последние годы он посвятил работе над своей заключительной картиной «Невечерняя», построенной вокруг двух встреч Чехова и Толстого. Он провел свои последние годы, работая над этим фильмом и находясь с великими писателями в бесконечно уважительном и важном диалоге.
У Хуциева было множество замыслов, которым, увы, было не суждено воплотиться: экранизации «Девяносто третьего года» Виктора Гюго и «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, фильмы про Микеланджело, Бетховена и Пушкина (от последней идеи он не мог отказаться много десятилетий, написав подробный сценарий, позже превращенный им в радио пьесу). Был и проект «Поколение» о поколении режиссера, которым Хуциев тоже грезил много лет. Ему тоже не суждено было стать фильмом, но это не так трагично, поскольку, кажется, именно этот не снятый фильм и образуют поставленные рядом те семь игровых полнометражных фильмов, которые нам щедро подарил Марлен Хуциев.
Оставить отзыв