Выставка «Риркрит Тиравания „Завтра — это вопрос?“»
Музей современного искусства «Гараж» представляет первую в России масштабную выставку Риркрита Тиравании.
Выставка «Риркрит Тиравания „Завтра — это вопрос?“»
Подробнее о выставке «Риркрит Тиравания «Завтра — это вопрос?»»
Вдохновленный впечатлениями и новым опытом, полученным во время пребывания в Москве, художник предлагает посетителям принять участие в неожиданных для музейного пространства активностях — от участия в турнирах по пинг-понгу, организованных совместно с Ping Pong Club Moscow (P.P.C.M.), до приготовления пельменей.
Кроме того, выставка устроена как своеобразный диалог и ироничное продолжение отдельных акций чехословацкого концептуалиста Юлиуса Коллера (1939–2007), чьи работы послужили источником вдохновения для Тиравании и, в частности, определили выбор названия выставки: «Завтра — это вопрос?».
Выставка, расположенная в пространстве Центральной галереи и галереи «Скайлайт», напоминает о первоначальном назначении советского модернистского здания и подчеркивает уникальный подход архитектора Рема Колхаса к его реконструкции. Спроектированный как прототип ресторана на 1200 мест, которые предполагалось строить в парках всей страны, ресторан «Времена года» открылся в Парке Горького в 1968 году. Вскоре он приобрел популярность среди москвичей, превратившись в центральное место отдыха в городе. Однако в 1990-е ресторан был закрыт, и спустя два десятилетия, в течение которых здание находилось в запустении, Рем Колхас и бюро ОМА предложили новаторскую концепцию восстановления памятника советского модернизма. Ее суть состоит в минимальном вмешательстве в оригинальную конструкцию и сохранении целого ряда внутренних элементов, таких как мозаика и кирпичная кладка, которые до сих пор не рассматривались отечественными специалистами как представляющие историческую ценность. Для Колхаса сохранение и восстановление фрагментов интерьера и экстерьера здания, деликатное, сведенное до технологического минимума изменение конструкции помогают избежать, по его собственным словам, «преувеличения стандартов и масштаба», характерного для многих новых арт-пространств в разных городах мира. Для Тиравании подход Колхаса к реконструкции здания и бережное отношение к его истории положили начало исследованию нынешнего и будущего состояния культуры и принципов ее взаимодействия с обществом.
Тиравания полностью трансформирует выставочное пространство Музея и превращает его в зону для проведения досуга. Покрыв пол ярким фиолетовым ковром, он устанавливает черные столы для настольного тенниса и две «станции» — конструкции, напоминающие автобусные остановки советского периода. В них будет располагаться все необходимое для сервировки пельменей, которые будут предлагаться посетителям, а также фабрика по производству футболок, где каждый желающий сможет заказать футболку с одним из слоганов, придуманных художником. В сотрудничестве с Ping Pong Club Moscow (P.P.C.M.) Тиравания сделал выставку местом проведения городского турнира по настольному теннису, который будет продолжаться все лето и в котором смогут принять участие посетители выставки.
В рамках выставки впервые в России будут представлены произведения чехословацкого художника Юлиуса Коллера. Отобрав работы из его архива, Тиравания акцентирует внимание на парадоксальном взаимодействии между искусством и жизнью, характерном для творчества обоих художников. Основное место в этой части экспозиции занимают проекты, связанные с интересом Коллера к пинг-понгу, включая документацию Общества пинг-понга, созданного художником в 1970 году в Братиславе, и «Памятник пинг-понгу (U.F.O.)» (1971) — коллаж с изображением гигантской ракетки, героически устремленной вверх на фоне жилых домов.
Используя идею Коллера об «антихеппенинге» как мотив для собственных проектов, Тиравания воспроизводит одну из главных работ чехословацкого художника — «Универсальный футурологический знак вопроса (U.F.O.)» (1978), для которой тот усадил детей в поле так, что их фигуры образовали вопросительный знак. В противовес хеппенингу Коллер намеренно избегал создания психологически нагруженных ситуаций, предпочитая им конкретные воплощения абстрактных символов, демонстрирующие отношение художника к окружающей его социальной реальности. Тиравания, в свою очередь, сфотографировал людей, выстроенных в виде знака вопроса перед входом в Парк Горького: во время выставки плакат с этой фотографией будет размещен в выставочном пространстве Музея «Гараж».
10 июня, накануне публичного открытия нового здания Музея, Риркрит Тиравания представит специальную воздушно-кинетическую инсталляцию на центральной аллее Парка Горького, которая также приурочена к столетию «Черного квадрата» Казимира Малевича.
Риркрит Тиравания родился в Буэнос-Айресе (Аргентина) в 1961 году. В настоящее время живет в Нью-Йорке и Чиангмае (Таиланд). Его последние выставки: «Просто улыбнись и ничего не говори» (ретроспектива в Кунстхалле Билефельда, Германия, 2010); «Ретроспектива (Завтра — еще один чудесный день)» (Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды; Парижский музей современного искусства; галерея «Серпентайн», Лондон, 2004). Тиравания выбран для участия в 56-й Венецианской биеннале «Все судьбы мира» (2015). Является преподавателем Школы искусств Колумбийского университета и одним из основателей и кураторов проекта «Станция Утопия», в котором принимают участие художники, кураторы и историки искусства. Президент фонда «Земля» (Land Foundation) — образовательно-экологической организации, расположенной в Чиангмае; один из создателей галереи VER (Бангкок).
Юлиус Коллер (1939, Пьештяни, Чехословакия — 2007, Братислава, Словакия) в своих работах задавался вопросом о взаимоотношениях искусства с миром и культурным контекстом и открывал возможности для создания гуманистических утопий в самых неожиданных местах. Его недавние выставки: «Духи интернационализма» (Музей Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды, 2012); «Научно-фантастическая ретроспектива» (Словацкая национальная галерея, Братислава, 2010); «Космос — это место» (GB Agency, Париж, 2007); «Юлиус Коллер» (галерея Мартина Янды, Вена, 2007).
Организаторы Кейт Фаул (главный куратор «Гаража»), Екатерина Иноземцева (куратор «Гаража») при участии Ханса Ульриха Обриста (международный советник «Гаража»).
Организаторы выражают благодарность Георгу Шолльхаммеру и сотрудникам Архива Юлиуса Коллера, а также галерее «Гэвин Браунс Энтерпрайз» и студии Риркрита Тиравании за помощь в подготовке выставки.
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв