Лекция «Крупнейшие мастера русского авангарда»
Цикл лекций.
Лекция «Крупнейшие мастера русского авангарда»
Подробнее о лекции «Крупнейшие мастера русского авангарда»
«Музейный университет» в Новой Третьяковке. Для тех, кого интересует искусство XX–XXI веков
Монографии крупнейших мастеров русского авангарда рассматриваются в контексте их художественных теорий и философии. Учитывая все многообразие и сложность такого явления, как русский авангард, авторы стремятся наметить внутреннюю общность его основных художественных систем: супрематизма К.С.Малевича, конструктивизма В.Е.Татлина, абстрактного экспрессионизма В.В.Кандинского и аналитического искусства П.Н.Филонова.
Расписание
6 Октября 14:00
К.С.Малевич (1878–1935)
При всей радикальности своих художественных поисков и решений К.С. Малевич остается мастером, тесно связанным с традициями мирового искусства, в частности искусства Средневековья и Возрождения.
В лекции прослеживается эволюция художника «от кубизма и футуризма к супрематизму», созданной им индивидуальной системе геометрической абстракции, символом которой стал «Черный супрематический квадрат» (1915, Третьяковская галерея). Объединивший искусство и философию супрематизм стал основой создания образа вечного и одновременно находящегося в постоянном движении бесконечного космоса.
Особое внимание уделяется позднему творчеству Малевича, в ряде работ которого возвращение к фигуративности на основе супрематического опыта соединяется с интерпретацией системы живописи Раннего Ренессанса.
13 Октября 14:00
В.Е.Татлин (1885–1953)
Творческий путь В.Е.Татлина — это путь «Великого Мастерового» русского авангарда.
Поэтапное развитие творчества художника, его поиски в области изобразительного искусства, сценографии, архитектуры, дизайна являются темой данной лекции. Работа с различными материалами, из которых формировались оригинальные конструкции, наиболее важна для мастера в период создания контррельефов.
В 1920-е годы В.Е.Татлин — автор оригинальной концепции «материальной культуры», ему становятся близки идеи скульптурного дизайна. Работа в области архитектуры и предметной среды Татлина рассматривается в связи с теоретическими и формальными поисками В.В. Хлебникова — представителя русского литературного авангарда, с которым художник был знаком лично.
Повествование о проекте «Памятника III Интернационалу» дополняют примеры из контекста истории мировой архитектуры.
20 Октября 14:00
Л.С.Попова (1889–1924)
Один из наиболее ярких мастеров конструктивизма Л.С. Попова принадлежит к той его линии, которая связана с конструктивизмом и дизайном. Пройдя путь от фигуративности к геометрической абстракции, художница создала собственный ее вариант, архитектонику, принципы построения которой легли в основу ее промышленного конструирования. Испытав влияние таких признанных мастеров, как К.С. Малевич и В.Е. Татлин, Попова выбрала свой творческий путь.
В последние годы жизни, провозгласив принцип целесообразности, художница вместе с рядом своих современников отказалась от станкового искусства и перешла к созданию утилитарных, полезных для человека вещей.
27 Октября 14:00
В.В.Кандинский (1866–1944)
Лектор — Т.В. Балицкая, кандидат искусствоведения.
В лекции рассматривается становление и развитие художественной системы В.В. Кандинского — абстрактного экспрессионизма.
Творчество автора представлено в контексте основных тенденций современного европейского и русского искусства.
В 1910 году художник создает «Первую абстрактную акварель», открывая пути для развития абстрактной формы в живописи и графике.
В личности В.В. Кандинского органично сочетались талант художника и логическое мышление ученого-философа.Его оригинальная философская система, отраженная в ряде трудов («О духовном в искусстве» и др.), неразрывно связана с поисками нового языка изобразительного искусства.
3 Ноября 14:00
П.Н.Филонов (1883–1941)
П.Н.Филонов — наиболее загадочный мастер русского авангарда. Введя понятие, улавливающего скрытые, внутренние процессы «знающего глаза», он стремился постичь сущность предметов и явлений окружающего мира.
Свою художественную систему Филонов назвал системой аналитической живописи, но расчленив мир на мельчайшие кристаллические частицы, он затем собрал его заново, выявляя как все его многообразие и сложность, так и присущее ему органическое единство. Этот процесс познания, с одной стороны, приводит художника к размышлению о проблемах существования человека, с другой — к созданию социальных и философских «формул», призванных воплотить в живописной форме универсальные понятия пролетариата, весны, космоса.
10 Ноября 14:00
М.З.Шагал (1887–1985)
Лектор — Н.А. Богданова
Один из наиболее известных художников ХХ века М.З. Шагал стоит в одном ряду с основными мастерами русского авангарда и вместе с тем чуть в стороне от них. Он не обращается к абстракции, оставаясь на протяжении всей своей долгой жизни в пределах фигуративной живописи. Его неповторимый сказочный мир, соединяющий фантазию и реальность, тесно связан с его родным Витебском и конкретным бытом. На его картинах часто фигурируют он сам и те, кого он знал и любил. Его литературные произведения — не философские статьи и манифесты, а мемуары и стихи. Но только в этой, созданной художником новой реальности, люди и звери могут ходить по облакам, планеты — опускаться на крыши домов, а свободный полет героев в окружающем пространстве естественен и органичен.
17 Ноября 14:00
Эль Лисицкий (1890–1941)
Как и большинство ведущих мастеров русского авангарда, Лисицкий – художник-универсал: живописец, график, фотограф, архитектор, дизайнер… Испытав на раннем творческом этапе влияние Шагала, затем он получает от Малевича задание «перевести супрематизм в объемные формы» и создает проуны – живописные и графические работы, в которых сказалось мышление архитектора. Имея профессиональное архитектурное образование, Лисицкий совершил путь «из живописи в архитектуру» и был близок к осуществлению своих утопических по тому времени архитектурных проектов, из которых реализован был только один – здание типографии журнала «Огонек» (1930–1932). Он работал в Германии, сотрудничал со знаменитой школой архитектуры и дизайна Bauhaus и тем самым способствовал налаживанию художественных связей между Россией и Западной Европой. Многое в его творчестве еще не исследовано, и сегодня, проходя по станциям московского метро, мы видим декоративные элементы, исполненные по эскизам Лисицкого.
Стоимость абонемента:
Взрослые 1820 рублей
Не достигшие 18 лет, студенты, пенсионеры 910 ₽
Разовое посещение:
Взрослые 260 рублей
Не достигшие 18 лет, студенты, пенсионеры 130 ₽
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв