Выставка «Факты и вымыслы»
Современная фотография из художественной коллекции UniCredit.
Выставка «Факты и вымыслы»
Подробнее о выставке «Факты и вымыслы»
На выставке представлено около 90 произведений из художественной коллекции UniCredit, созданные начиная с 1980-х годов. Куратором проекта выступает профессор Вальтер Гваданьини (Walter Guadagnini), президент комиссии UniCredit по искусствоведению. Фотографии, вошедшие в экспозицию, отобраны таким образом, чтобы представить двойственность природы фотографии: точная аналитическая фиксация реальности (фактов) с одной стороны, и создание искусственной, но при этом правдоподобной параллельной реальности (вымыслов) с другой.
«Факты и Вымыслы» — название, в котором выделены два ключевых понятия, характеризующие фотографию с момента ее возникновения, или, скорее, составляющие неотъемлемую часть самой природы фотографии. С одной стороны, фотография обладает способностью фиксировать факты, отображать малейшие детали, что предполагает правдивое отражение реальности. С другой стороны, играя на этом самом предположении, фотография может манипулировать реальностью, конструировать и изобретать ее, — а соответственно, лгать так, как ни одно другое средство информации, ни одна другая форма искусства до нее», — рассказывает Вальтер Гваданьини, куратор выставки.
Экспозиция проекта «Факты и Вымыслы» состоит из трех разделов: «Документирование реальности», «Трансформация реальности» и «Изобретение реальности». Фотографии, показанные на выставке, не разделены строго по хронологии, школам и направлениям.
В первом разделе под названием «Документирование реальности» уделено особое внимание фотографам «дюссельдорфской школы». Ключевое место занимают снимки Бернда и Хиллы Бехер, которые вошли в историю искусства не только как художники, но и как преподаватели. Именно благодаря их деятельности в Дюссельдорфе сформировалось целое поколение художников так называемой «бехеровской школы». Также в этом разделе показаны произведения европейских и американских художников-новаторов, создавших свою традицию непосредственной фиксации реальности в жанре портрета и пейзажа. В экспозицию вошли снимки Габриэле Базилико, Кандиды Хёфер, Томаса Штрута, Оливо Барбьери, Франческо Йодиче, Тарин Саймон, Анастасии Хорошиловой и других.
Вторая часть выставки «Трансформация реальности» включает фотографии Андреаса Гурски, Миммо Йодиче, Луиджи Гирри, Сабины Хорнинг, Джузеппе Пеноне и других авторов. Все они придают изображению более субъективный характер. Даже когда реальность, зафиксированная камерой, сохраняется, они создают образы, открытые для личных интерпретаций. Многие из работ связывают опыт тела с его репрезентацией, поскольку это и есть точка трансформации, как физической, так и символической. Художники, чьи работы представлены в этом разделе, могут появляться и в других частях выставки, если характер их работ менялся на протяжении творческого пути — как, например, работы итальянского мастера урбанистических пейзажей Оливо Барбьери постепенно трансформируются из снятого в реальности изображения в нечто нереальное.
В разделе «Изобретение реальности» внимание зрителя акцентируется на значении манипуляции в фотографическом искусстве, которая, благодаря цифровым технологиям, стала использоваться в последнее время все больше. В этой части выставки реальность придумана или заново создана при помощи искажения фактов и посредством использования специальных эффектов. «Изобретение реальности» раскрывает игровую составляющую фотографии, которая в свою очередь заставляет задуматься о способах жонглирования информацией, о необходимости подтверждения источника изображения, а также о той мощной силе воздействия, которой обладает фотография. Здесь представлены произведения Адриана Пачи, Грация Тодери, Карена Кнорра, Ширин Нешат и Ванессы Бикрофт.
«Выставка произведений из художественной коллекции UniCredit „Факты и вымыслы“ — событие для нас уникальное и значительное, — говорит Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва. — И дело не только в именах художников, но, главным образом, в самой идее проекта, которая кажется универсальной формулой фотографии. Фотография, особенно в ее современном состоянии, перестала быть актом невмешательства, она модифицирует и изобретает новую реальность не в последнюю очередь благодаря новейшим технологиям. И поскольку в тщательно собранной коллекции UniCredit нет проходных произведений, нам приятно поделиться с московскими зрителями экспозицией работ, ярко демонстрирующих сначала документальную природу фотографии, а затем её эволюцию и многократно усложнившиеся отношения между фактом и вымыслом, всё истончающиеся связи между реальностью и ее художественной репрезентацией».
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв