Лекция «Древнерусская живопись XI–XIII веков. Мозаики, фрески, иконы. Книжная миниатюра»
Лекция «Древнерусская живопись XI–XIII веков. Мозаики, фрески, иконы. Книжная миниатюра»
Подробнее о лекции «Древнерусская живопись XI–XIII веков. Мозаики, фрески, иконы. Книжная миниатюра»
«Музейный университет» в Третьяковской галерее - программа углубленного и системного знакомства с историей русского искусства.
Цикл лекций посвящен древнейшим памятникам отечественного искусства, создававшимся после крещения Руси на протяжении нескольких веков. Домонгольский период и начало монголо-татарского ига, когда большая часть крупных древнерусских городов была разорена, а плодотворные связи с Византией прерваны, отражает сложный процесс формирования древнерусского искусства. Особое внимание уделяется анализу росписей первых храмов Киева, Новгорода и Владимира. Рассматриваются иконографические и стилистические особенности икон и миниатюр рукописей, происходящие из этих художественных центров, а также из Ростова Великого, которому принадлежала ведущая роль в живописи постепенно возвышающейся Северо-Восточной Руси.
Расписание
2 октября, 19:00
Живопись Киевской Руси ХI века
Лекция посвящена монументальному искусству Киевской Руси, сложившемуся на русской почве под влиянием византийской живописи после принятия христианства при князе Владимире в 988 году. Демонстрируются фрагменты фресковых росписей первых русских храмов – Десятинной церкви в Киеве, Спасо-Преображенского собора в Чернигове, излагается история создания и украшения соборного храма Успения Киево-Печерского монастыря.
Главный акцент сделан на рассмотрении живописного убранства центрального памятника этого времени – Софийского собора (1037) в Киеве: анализируются иконографическая программа росписей храма и ее особенности, затрагиваются вопросы стилистической ориентации мастеров. Особое внимание уделено мозаикам алтарной части Киевской Софии, в частности изображению Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды. Наряду с произведениями монументальной живописи рассматриваются древнейшие памятники иконописи и книжного искусства Киевской Руси, такие как Остромирово Евангелие или Молитвенник Гертруды с русскими миниатюрами.
9 октября, 19:00
Живопись Киева и Новгорода первой трети XII века
В первой части лекции продолжается обозрение храмовых росписей Киева, среди которых – великолепные мозаики и фрески собора Михайловского Златоверхого монастыря, созданные около 1112 года, фрески церкви Спаса на Берестове.
Вторая часть лекции посвящена живописи Великого Новгорода – второго после Киева крупнейшего центра древнерусского искусства. Первым по значению памятником новгородского монументального искусства являются росписи Софийского собора 1109 года, от которых до нас дошли выразительные фрагменты.
Помимо них рассматриваются уцелевшие композиции из фресок Никольского собора на Дворище, Георгиевского собора Юрьева монастыря, собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Анализируются иконография и художественные особенности новгородских икон первой трети XII века, таких как «Благовещение (Устюжское)» и «Святой Георгий» из собрания Третьяковской галереи, а также миниатюр Мстиславова Евангелия, исполненных в 1103–1117 годах.
16 октября, 19:00
Живопись Новгорода середины — второй половины XII века
Лекция начинается с рассмотрения фресковых росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове, созданных в 1140-х годах смешанной артелью византийских и новгородских мастеров. Затрагиваются проблемы отражения в древнерусском искусстве богословских споров, происходивших в Византии в конце XI – начале XII столетий, а также воздействия на стиль Новгорода новых художественных тенденций, идущих из Константинополя. Анализируются иконографическая программа и образное решение главной новгородской святыни – двусторонней иконы «Богоматерь „Знамение“» с избранными святыми на обороте 1130–1140-х годов, а также целого ряда икон второй половины XII века.
Отдельная тема лекции посвящена трем крупным фресковым ансамблям последней четверти XII века – росписям церквей Св. Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах близ Новгорода и Спаса Преображения на Нередице.
23 октября, 19:00
Живопись Владимиро-Суздальской Руси
Основная часть дошедших до нашего времени произведений искусства Владимиро-Суздальского княжества представлена памятниками второй половины XII века.
Повествование о них предваряется известной из летописей и сказаний историей «путешествия» из Киева во Владимир при князе Андрее Боголюбском величайшей святыни Древней Руси – византийской иконы Богоматери Владимирской первой четверти XII века. С этой историей связано создание около 1158 года древнейшей иконы княжества – Богоматери Боголюбской, а также строительство Успенского собора во Владимире, в котором сохранились фрагменты росписей, выполненных около 1189 года.
Значительная часть лекции посвящена анализу иконографической программы и художественного своеобразия стиля памятников конца XII века – фресок Дмитровского собора во Владимире, врат собора Рождества Богоматери в Суздале, выполненных в технике золотой наводки, а также целого ряда икон этого периода.
Вторая часть лекции посвящена иконам и миниатюрам, выполненным в Новгороде, Ростове Великом и других древнерусских городах в 1240-х годах, когда прежнее относительно спокойное течение жизни Руси было прервано монголо-татарским нашествием. В числе таких икон – «Богоматерь Умиление, с пророками и избранными святыми на полях» из Белозерска и «Святитель Николай, с избранными святыми» из Духова монастыря в Новгороде, отличающиеся особой сложностью иконографических программ.
23 октября, 19:00
Накануне монголо-татарского нашествия. Древнерусская живопись первой половины XIII века
Лекция начинается с рассмотрения иконографии и живописных особенностей памятников домонгольского времени, созданных в разных художественных центрах Руси в первой трети XIII века. Каждый из этих памятников отличается многогранностью замысла и своеобразием интерпретации византийских традиций в манере исполнения. Среди них — сохранившиеся фрагменты росписей собора Рождества Богородицы в Суздале, несколько икон из собрания Третьяковской галереи и миниатюры рукописей из Новгорода, Ярославля и Ростова.
6 ноября, 19:00
Древнерусская живопись второй половины XIII века. Становление местных художественных центров
Произведения, дошедшие до нас от второй половины XIII века, были исполнены в нескольких художественных центрах, жизнь в которых в условиях монголо-татарского ига была относительно благополучной. В лекции рассматриваются прежде всего памятники Новгорода, где создавались не только иконы и рукописи с миниатюрами, но и был построен Никольский храм на острове Липно, украшенный росписями около 1294 года, а также искусство Ростова Великого, взявшего на себя ведущую роль в культуре Северо-Восточной Руси вместо разоренного татарами Владимира. Среди произведений, написанных в Ростове и других северо-восточных городах, демонстрируются такие известные иконы, как двусторонняя «Богоматерь Феодоровская» с изображением неизвестной мученицы на обороте, два образа Богоматери Толгской, «Богоматерь Умиление (Страстная)» из Кашина и многие другие.
В это сложное время в Древней Руси появляются памятники нового монументального стиля, в которых создается образ величия и триумфа христианства, наполненные внутренней силой и острой экспрессией. В их числе – храмовая икона Никольской церкви на Липно, новгородский «Спас на престоле, с избранными святыми» и псковская «Богоматерь Одигитрия» из собрания Третьяковской галереи, а также миниатюры рукописей.
Стоимость билета:
130‒260 ₽
Адрес
Лаврушинский переулок, 12, лекционный зал
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв