29апреля 2019—19мая 2019
Выставка «Фарфор Сысерти»
Впервые вы увидите недавнее крупное поступление фарфора Сысерти в собрание Свердловского областного краеведческого музея!
Выставки
Выставка «Фарфор Сысерти»
Метро
м. Площадь 1905 года
Адрес
ул. Малышева, д. 46 (показать на карте)
Время работы
пн-вс 11.00–20.00, касса закрывается на час раньше
Номер телефона
Как добраться
Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»
Возраст
0+
Цена
От 0 ₽ до 120 ₽
Подробнее о выставке «Фарфор Сысерти»
Фарфор, который производят в небольшом уральском городке Сысерть, – один из ярких имиджевых продуктов региона. Домашнее керамическое производство существовало в Сысерти издавна. Глину добывали на берегу реки Сысерть и вдоль берега заводского пруда. Сысертская мастерская «Гончарка» обеспечивала все окрестные села лотками, горшками, кринками и прочей керамической утварью.
Именно на базе «Гончарки» в 1928 году возникла артель по производству керамики «Челюскинцы». В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало детские игрушки, зеркала, рукавицы брезентовые и шерстяные валенки. В предвоенные и послевоенные годы работали по традиции: глину размачивали в деревянных колодках, затем переминали, топча ногами. Изделия обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью. Выпускали посуду и скульптуру, игрушки, кукольные головки.
У истоков фарфорового производства в Сысерти стояли энтузиасты и умельцы, люди увлеченные и беспокойные. В 1963–1964 годах на завод пришли художники и технологи со специальным образованием. Спрос на продукцию вырос, улучшилось качество, расширился ассортимент. В продажу поступили чайные и кофейные сервизы, вазы, скульптуры, среди которых и малые скульптуры по мотивам бажовских сказов: «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Даренка с Муренкой», «Золотой Волос». В 1966 году построили новый заводской корпус. С этого момента изделия ежегодно экспонировали на ВДНХ в Москве. Сысертские изделия ценили за лаконизм и обращение к фольклору.
10 октября 1977 года предприятие переименовали в Сысертский завод художественного фарфора. Он стал одним из четырех предприятий в СССР (Бронницы, Минеральные Воды, Гжель, Сысерть), которые выпускали высокохудожественные, подарочные изделия: декоративные вазы, кофейные и столовые сервизы, бокалы, сувенирные изделия.
В 1998 году предприятие получило заказ на восстановление фаянсового иконостаса для возрождаемого Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Сысерсткие мастера с честью справились со сложным заданием. Работа с иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом крале (имитация растрескивания), металлоэффектом, освоили новые росписи.
С 1963 года изделия декорировали в основном растительно-цветочными и геометрическими мотивами, а спустя семь лет, после творческих поисков, на заводе появилось направление народной уральской домовой росписи: свободных, широких ручных мазков и нарядного цветочного декора.
В 2000 году, чтобы освоить другую, мелкомазковую роспись, главный художник предприятия Ольга Загуменнова с двумя живописцами из творческой группы поехали в Санкт-Петербург, в Высшее художественное училище имени В. И. Мухиной – к преподавателю, владеющему старинным приемами росписи фарфора. Результат этих уроков – росписи, когда кисть кладет красочные слои один на другой, дополняет их тонкими прорисовками, создавая «живой» цветок, объемный орнамент, достоверный живописный портрет или картину.
Сегодня мастера и художники предприятия «Фарфор Сысерти» выпускают фарфор для красивого быта: столовые наборы, мелкосерийные и единичные вазы, шкатулки, сувениры. Несмотря на совершенствование технологических процессов, рисунок на изделия мастера по-прежнему наносят вручную.
Именно на базе «Гончарки» в 1928 году возникла артель по производству керамики «Челюскинцы». В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало детские игрушки, зеркала, рукавицы брезентовые и шерстяные валенки. В предвоенные и послевоенные годы работали по традиции: глину размачивали в деревянных колодках, затем переминали, топча ногами. Изделия обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью. Выпускали посуду и скульптуру, игрушки, кукольные головки.
У истоков фарфорового производства в Сысерти стояли энтузиасты и умельцы, люди увлеченные и беспокойные. В 1963–1964 годах на завод пришли художники и технологи со специальным образованием. Спрос на продукцию вырос, улучшилось качество, расширился ассортимент. В продажу поступили чайные и кофейные сервизы, вазы, скульптуры, среди которых и малые скульптуры по мотивам бажовских сказов: «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Даренка с Муренкой», «Золотой Волос». В 1966 году построили новый заводской корпус. С этого момента изделия ежегодно экспонировали на ВДНХ в Москве. Сысертские изделия ценили за лаконизм и обращение к фольклору.
10 октября 1977 года предприятие переименовали в Сысертский завод художественного фарфора. Он стал одним из четырех предприятий в СССР (Бронницы, Минеральные Воды, Гжель, Сысерть), которые выпускали высокохудожественные, подарочные изделия: декоративные вазы, кофейные и столовые сервизы, бокалы, сувенирные изделия.
В 1998 году предприятие получило заказ на восстановление фаянсового иконостаса для возрождаемого Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Сысерсткие мастера с честью справились со сложным заданием. Работа с иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом крале (имитация растрескивания), металлоэффектом, освоили новые росписи.
С 1963 года изделия декорировали в основном растительно-цветочными и геометрическими мотивами, а спустя семь лет, после творческих поисков, на заводе появилось направление народной уральской домовой росписи: свободных, широких ручных мазков и нарядного цветочного декора.
В 2000 году, чтобы освоить другую, мелкомазковую роспись, главный художник предприятия Ольга Загуменнова с двумя живописцами из творческой группы поехали в Санкт-Петербург, в Высшее художественное училище имени В. И. Мухиной – к преподавателю, владеющему старинным приемами росписи фарфора. Результат этих уроков – росписи, когда кисть кладет красочные слои один на другой, дополняет их тонкими прорисовками, создавая «живой» цветок, объемный орнамент, достоверный живописный портрет или картину.
Сегодня мастера и художники предприятия «Фарфор Сысерти» выпускают фарфор для красивого быта: столовые наборы, мелкосерийные и единичные вазы, шкатулки, сувениры. Несмотря на совершенствование технологических процессов, рисунок на изделия мастера по-прежнему наносят вручную.
Подборки мест, куда попадает «Фарфор Сысерти»
Лучшие подборки в Екатеринбурге
Архив расписания
—
Музей «Музейно-выставочный центр Дом Поклевских-Козелл»ул. Малышева, д. 46
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв