Галерея «Самиздат А4»
Площадка музея нонконформистского искусства в легендарном арт-центре «Пушкинская-10»
Галерея «Самиздат А4»
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Как добраться
Подробнее о галерее «Самиздат А4»
В России, которая тогда называлась СССР, в конце 50-х годов XX столетия сложилась уникальная ситуация – два поколения (довоенное и послевоенное) через литературу и литературой доказывали свою внутреннюю свободу.
После смерти Сталина и первых реабилитаций возвращались из лагерей писатели, осужденные за антисоветскую пропаганду. Оттуда, из лагерей, они вынесли жажду чтения и вынесли то, что было в их памяти – литературу серебряного века (они-то еще были ее современниками). Маленькие тетрадки со стихами русских поэтов, записанными по памяти, мастерили в зоне и И.Л. Михайлов и Т.Г. Гнедич.
Игорь Леонидович Михайлов, руководивший в конце 50-х ЛИТО «Нарвская застава», попросил однажды только что освободившегося из лагеря Бориса Тайгина («По тундре, по широкой дороге…»), перепечатать в нескольких экземплярах стихи Николая Гумилева. Из этого перепечатывания и родилось тайгинское издательство «Бэ-Та», с той только разницей, что Тайгин печатал, сшивал в тетрадки (а не клеил!) и переплетал книги своих друзей и современников.
Татьяна Григорьевна Гнедич, по памяти переводившая во внутренней тюрьме Большого дома на Шпалерной «Дон Жуана» Байорона, вернувшись в 1956 году, получила право на литературную работу. В ее ЛИТО в Царском Селе, а точнее — к ней домой, в коммуналку на Московской улице, повадились ездить не только переводчики с английского, но, с легкой руки тогдашнего литературного секретаря К.К.К. – Константина Кузьминского питерские поэты и художники – Виктор Кривулин, Олег Охапкин, Борис Куприянов, Виктор Ширали, Тамара Буковская, Галина Усова и другие.
Однажды К.К.К. попросил Иосифа Бродского начитать на магнитофон стихи. Борис Тайгин аккуратно напечатал их одним пальцем на пишущей машинке, купленной на деньги, заработанные на лесоповале, нашел «морячка с парохода, который из Риги уплывал Америку» — так до издательства им. Чехова в Нью-Йорке доплыл первый самиздательский, ставший там издательским сборник стихов будущего нобелевского лауреата.
Такова предыстория «массового» самиздата 60-80-х годов, когда от авторских сборников, напечатанных в количестве шести экземпляров, альтруисты-издатели перешли к созданию «многотиражных» журналов и альманахов. Благодаря этой неподцензурной печати вольное слово доходило до читателя 60-80-х и сохранилось до наших дней.
Самиздатские сборники стихов, самиздатские журналы – от выпущенного в 4-х экземплярах «Голубого бутона» до таких, по самиздатским понятиям, многотиражных изданий, как журнал «37» и «Часы», представлены в настоящей экспозиции.
С началом компьютерной эпохи самиздат не исчез, несмотря на то, что тексты набраны на компьютере. При Новой Академии Изящных Искусств на рубеже 80-90-х выходил журнал «Кабинет», редактором которого были Ольга Туркина, Ирена Куксенайте, Виктор Мазин, Сергей Бугаев, Тимур Новиков.
В арт-центре «Пушкинская-10» выходили газета «Сусанин» и журнал «Художественная воля» под редакцией Андрея Хлобыстина, от Галереи 103 — вестник «Меридиан Пушкинский». С 2005 года выходит журнал «Параллелошар» под редакцией Сергея Ковальского, литературный альманах «АКТ» под редакцией Тамары Буковской и Валерия Мишина.
Авторы экспозиции благодарят всех информаторов и хранителей самиздата за предоставленные сведения и материалы. Галерея будет пополняться по мере поступления новых материалов.
Подборки мест, куда попадает «Самиздат А4»
Ближайшие станции метро
Лучшие подборки в Санкт-Петербурге
Отзывы
К сожалению, на это место ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв