14декабря 2019—2февраля 2020
Выставка «Другой Бродский»
135 лет со дня рождения одного из самых известных художников начала XX века
Выставки
Выставка «Другой Бродский»
Метро
м. Василеостровская
Адрес
наб. Университетская, д. 17 (показать на карте)
Время работы
Ср, Пт, Сб, Вс 11:00 - 19:00; Чт 12:00 - 20:00; Пн, Вт - выходной
Номер телефона
Цена
От 200 ₽ до 300 ₽
Подробнее о выставке «Другой Бродский»
В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения одного из самых известных художников начала XX века – Исаака Израилевича Бродского.
В конце ХХ века сложилось однобокое представление о нем как о художнике придворном, протокольно фиксировавшем образы советской партийной элиты – Ленина, Сталина, Ворошилова. Сейчас мы можем смотреть на жизнь и творчество Бродского более непредвзято. С одной стороны, он, действительно, был официальным художником, проводившим политику коммунистической партии, пропагандировавшим ее идеи и мировоззрение. С другой стороны – это блестящий профессионал, получивший образование в Петербургской Академии художеств, один из любимых учеников Репина, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем и тонкой музыкальностью, и выразительных портретов.
На выставке в основном представлены пейзажи и портреты. Уже в студенческих работах, выполненных Бродским на академической даче в 1906–1907 годах («Старая церковь в Тверской губернии», «Академическая дача», «Сквозь ветки»), ясно наметились особенности его живописного почерка, четкий рисунок, определенность контуров и теней, сдержанный, приглушенный колорит.
Необычен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении Козырщина Полтавской губернии, куда Бродский был приглашен поэтом-футуристом Давидом Бурлюком, его соучеником по Одесскому художественному училищу, братом Людмилы. Острое композиционное решение, свежий колорит, жанровый характер изображенной сцены делают этот женский портрет оригинальным и запоминающимся.
1 сентября 1907 года Бродский был допущен к исполнению эскиза конкурсной картины на звание художника. Он представил на конкурс картину «Теплый день», изображающую аллею залитого солнцем сада с множеством играющих детей. Картина получила прекрасные отзывы, Александр Бенуа писал о дипломе Бродского: «Бродский не живописец, а рисовальщик… Его интересует сплетение линий, развитие планов, определенность контуров. И его большая картина «Теплый день» не что иное, как огромный рисунок, почти орнаментального характера, … в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задачи сказывается, что Бродский – настоящий художник».
Во время поездок за границу в 1909–1911 годах, куда он был направлен Академией в качестве пенсионера для усовершенствования мастерства, его особенно увлекал пейзаж. Художник писал виды Парижа и его окрестностей, пейзажи Италии и Испании («Вид набережной Сены в Париже», «Бой быков в Мадриде»).
Пейзажный жанр в творчестве Бродского многообразен по своему характеру. Обычно Бродский выбирал незамысловатые мотивы: вспаханные поля, леса и перелески, осенний золотой убор, лунную ночь («Опавшие листья», «Золотая осень»). Он любил писать виды провинциальных городов и деревень, чаще всего изображая природу, обжитую человеком. Как правило в его пейзажах присутствуют жанровые сцены: крестьяне на улице в праздничный день, ребятишки на лужайке парка, горожане, отдыхающие на поляне («Праздник в деревне. (Воскресный день)», «Дети на лужайке», «Фейерверк»).
В дореволюционные годы Бродский пишет ряд портретов; художник запечатлел своих современников – деятелей литературы и искусства: М. Ф. Андрееву, А. Б. Лаховского, И. Е. Репина, А. А. Рылова, К. И. Чуковского. Художник никогда не льстил своим моделям, не приукрашивал их внешности. Как правило, его интересовало жизнеутверждающее начало, заложенное в характере портретируемого.
В создание советской изобразительной «Ленинианы» Бродский внес свой значительный вклад. Вершиной творческих достижений на рубеже 1920-1930-х годов по праву считается картина «В. И. Ленин в Смольном». В эти же годы художник создает ряд монументальных портретов «В. И. Ленин на фоне Кремля», «Ленин на фоне Смольного». Грандиозность строительства, развернувшегося на днепровских порогах, нашла отражение в серии произведений, выполненных им на основе материала, собранного во время поездки в 1930 году на Днепрогэс («Днепрострой ночью», «Ударник Днепростроя»).
В послереволюционные годы Бродский наряду с тематическими картинами и портретами пишет много пейзажей. В них ярко проступают новые черты. Используя ранее разработанные мотивы, художник насыщает их более оптимистическим восприятием. Родная природа трактуется в них с большей эпичностью. В послереволюционном творчестве Бродского мы видим дальнейшее развитие «брейгелевских» мотивов. Брейгелевскими называл художник свои зимние пейзажи с многоплановым построением и стаффажными фигурами («Зима»).
Большой цикл в творчестве Бродского составляют пейзажи парков. Лучшие из них – «Аллея летнего сада осенью» и «Лунная ночь» – впечатляют поэтичностью и филигранным мастерством.
Живопись Бродского отличается богатством пластики, объемом рисунка, насыщенным предметным отношением к миру, и сегодня художники могут почерпнуть много ценного для себя в творчестве Бродского.
Как отмечал в воспоминаниях об учителе художник Александр Трошичев, «Время – беспристрастный судья — отмело все наносное, мелочное и случайное, что связывалось с его именем при жизни, все, обусловленное борьбой страстей, человеческой завистью, а подчас и глупостью. Теперь уже для всех, а не только для его почитателей, друзей и учеников, И. И. Бродский – чудесный, восторженный певец русской природы, великолепный портретист, один из основоположников советской исторической картины».
В конце ХХ века сложилось однобокое представление о нем как о художнике придворном, протокольно фиксировавшем образы советской партийной элиты – Ленина, Сталина, Ворошилова. Сейчас мы можем смотреть на жизнь и творчество Бродского более непредвзято. С одной стороны, он, действительно, был официальным художником, проводившим политику коммунистической партии, пропагандировавшим ее идеи и мировоззрение. С другой стороны – это блестящий профессионал, получивший образование в Петербургской Академии художеств, один из любимых учеников Репина, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем и тонкой музыкальностью, и выразительных портретов.
На выставке в основном представлены пейзажи и портреты. Уже в студенческих работах, выполненных Бродским на академической даче в 1906–1907 годах («Старая церковь в Тверской губернии», «Академическая дача», «Сквозь ветки»), ясно наметились особенности его живописного почерка, четкий рисунок, определенность контуров и теней, сдержанный, приглушенный колорит.
Необычен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении Козырщина Полтавской губернии, куда Бродский был приглашен поэтом-футуристом Давидом Бурлюком, его соучеником по Одесскому художественному училищу, братом Людмилы. Острое композиционное решение, свежий колорит, жанровый характер изображенной сцены делают этот женский портрет оригинальным и запоминающимся.
1 сентября 1907 года Бродский был допущен к исполнению эскиза конкурсной картины на звание художника. Он представил на конкурс картину «Теплый день», изображающую аллею залитого солнцем сада с множеством играющих детей. Картина получила прекрасные отзывы, Александр Бенуа писал о дипломе Бродского: «Бродский не живописец, а рисовальщик… Его интересует сплетение линий, развитие планов, определенность контуров. И его большая картина «Теплый день» не что иное, как огромный рисунок, почти орнаментального характера, … в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задачи сказывается, что Бродский – настоящий художник».
Во время поездок за границу в 1909–1911 годах, куда он был направлен Академией в качестве пенсионера для усовершенствования мастерства, его особенно увлекал пейзаж. Художник писал виды Парижа и его окрестностей, пейзажи Италии и Испании («Вид набережной Сены в Париже», «Бой быков в Мадриде»).
Пейзажный жанр в творчестве Бродского многообразен по своему характеру. Обычно Бродский выбирал незамысловатые мотивы: вспаханные поля, леса и перелески, осенний золотой убор, лунную ночь («Опавшие листья», «Золотая осень»). Он любил писать виды провинциальных городов и деревень, чаще всего изображая природу, обжитую человеком. Как правило в его пейзажах присутствуют жанровые сцены: крестьяне на улице в праздничный день, ребятишки на лужайке парка, горожане, отдыхающие на поляне («Праздник в деревне. (Воскресный день)», «Дети на лужайке», «Фейерверк»).
В дореволюционные годы Бродский пишет ряд портретов; художник запечатлел своих современников – деятелей литературы и искусства: М. Ф. Андрееву, А. Б. Лаховского, И. Е. Репина, А. А. Рылова, К. И. Чуковского. Художник никогда не льстил своим моделям, не приукрашивал их внешности. Как правило, его интересовало жизнеутверждающее начало, заложенное в характере портретируемого.
В создание советской изобразительной «Ленинианы» Бродский внес свой значительный вклад. Вершиной творческих достижений на рубеже 1920-1930-х годов по праву считается картина «В. И. Ленин в Смольном». В эти же годы художник создает ряд монументальных портретов «В. И. Ленин на фоне Кремля», «Ленин на фоне Смольного». Грандиозность строительства, развернувшегося на днепровских порогах, нашла отражение в серии произведений, выполненных им на основе материала, собранного во время поездки в 1930 году на Днепрогэс («Днепрострой ночью», «Ударник Днепростроя»).
В послереволюционные годы Бродский наряду с тематическими картинами и портретами пишет много пейзажей. В них ярко проступают новые черты. Используя ранее разработанные мотивы, художник насыщает их более оптимистическим восприятием. Родная природа трактуется в них с большей эпичностью. В послереволюционном творчестве Бродского мы видим дальнейшее развитие «брейгелевских» мотивов. Брейгелевскими называл художник свои зимние пейзажи с многоплановым построением и стаффажными фигурами («Зима»).
Большой цикл в творчестве Бродского составляют пейзажи парков. Лучшие из них – «Аллея летнего сада осенью» и «Лунная ночь» – впечатляют поэтичностью и филигранным мастерством.
Живопись Бродского отличается богатством пластики, объемом рисунка, насыщенным предметным отношением к миру, и сегодня художники могут почерпнуть много ценного для себя в творчестве Бродского.
Как отмечал в воспоминаниях об учителе художник Александр Трошичев, «Время – беспристрастный судья — отмело все наносное, мелочное и случайное, что связывалось с его именем при жизни, все, обусловленное борьбой страстей, человеческой завистью, а подчас и глупостью. Теперь уже для всех, а не только для его почитателей, друзей и учеников, И. И. Бродский – чудесный, восторженный певец русской природы, великолепный портретист, один из основоположников советской исторической картины».
Подборки мест, куда попадает «Другой Бродский»
Лучшие подборки в Санкт-Петербурге
Архив расписания
—
Музей «Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств»наб. Университетская, д. 17
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв