27апреля 2019—28июля 2019
Выставка «Брусиловский прорыв»
Выставка посвящена наступлению армий Юго-Западного фронта, вошедшему в историю как Брусиловский прорыв
Выставки
Выставка «Брусиловский прорыв»
Адрес
г. Пушкин, Фермская дорога, 5А (показать на карте)
Время работы
Пн-Вт, Чт-Вс 10:00 – 18:00; Ср - выходной; Последний четверг месяца - санитарный день
Номер телефона
Как добраться
Ратная палата
Цена
От 250 ₽ до 350 ₽
Подробнее о выставке «Брусиловский прорыв»
27 апреля в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Брусиловский прорыв». Основой экспозиции в Ратной палате стали фотографии из альбома штабного писаря Маркова с сюжетами кампании 1916 года из коллекции Павла Хорошилова (Москва).
Выставка посвящена наступлению армий Юго-Западного фронта, вошедшему в историю как Брусиловский прорыв и ставшему для России самым известным событием Первой мировой войны. Брусиловский прорыв – последняя победная битва русской императорской армии перед крушением монархии и крупнейшее сражение Великой войны по суммарным потерям.
«Приставленный к альбому» (по определению Николая II, державшего этот альбом в руках во время первого посещения фронта в апреле 1915 года) вольноопределяющийся Марков, писарь при штабе 8-й армии Юго-Западного фронта, – всё, что мы знаем об этом человеке.
Составитель отразил период с декабря 1914-го по июнь 1916 года. За эти полтора года штаб Брусилова руководил и успешными операциями, и отступлением, и прорывом. Всего в альбоме около 350 снимков. На них зафиксирована попытка перелома в военном сценарии длительных окопных противостояний — применение тяжелой новой техники (танков и бронемашин), массовое уничтожение живой силы противника (газами), активное использование артиллерии и авиации.
Писарь Марков, собирая фронтовые снимки, сделанные разными фотографами, был, по сути, тактиком и стратегом фотолетописи войны. Иногда он составлял композиции на листе из нескольких изображений, объединенных одним событием или местом. Иногда помещал на отдельный картон всего один снимок (обычно это был портрет одного человека или небольшой группы людей; вид стратегически важной местности с разных высот). Фотографии он снабжал пояснениями.
– Этот очевидец войны собирал снимки согласно своим ощущениям, и именно это придает альбому непреходящую ценность. Она – в конкретном, индивидуальном взгляде и неподдельном интересе простого человека, современника тех далеких событий, на войну, фронтовую жизнь, победы и поражения. Творческий подход при оформлении фронтового альбома и удивительная человечность ощущается в каждом листе составителя – будь то картоны со снимками знаковых событий, военные парады и смотры, или, например, портреты генералов, офицеров-штабистов, солдат-героев и даже детей, попавших в объектив камеры на линии фронта, – говорит сотрудник Военно-исторического отдела Екатерина Швиглёва.
Музей также представил на выставке предметы из своих коллекций, дающие более полное представление об этом периоде. Обмундирование армий России, Германии и Австро-Венгрии; образцы холодного и огнестрельного оружия. Простейшие приборы и принадлежности, без которых не могли обойтись военачальники и командиры, представлены биноклем, планшетом и компасом. Офицерский состав мог позволить себе и относительный комфорт в повседневной фронтовой жизни — об этом свидетельствуют фаянсовая тарелка и ваза для фруктов, принадлежавшие когда-то общевойсковому командиру Михаилу Ханжину, переданные в дар музею его потомками. Среди выразительных предметов армейского быта, подаренных музею, — походный чемодан-кровать командира 46-го армейского корпуса Николая Истомина.
Выставка посвящена наступлению армий Юго-Западного фронта, вошедшему в историю как Брусиловский прорыв и ставшему для России самым известным событием Первой мировой войны. Брусиловский прорыв – последняя победная битва русской императорской армии перед крушением монархии и крупнейшее сражение Великой войны по суммарным потерям.
«Приставленный к альбому» (по определению Николая II, державшего этот альбом в руках во время первого посещения фронта в апреле 1915 года) вольноопределяющийся Марков, писарь при штабе 8-й армии Юго-Западного фронта, – всё, что мы знаем об этом человеке.
Составитель отразил период с декабря 1914-го по июнь 1916 года. За эти полтора года штаб Брусилова руководил и успешными операциями, и отступлением, и прорывом. Всего в альбоме около 350 снимков. На них зафиксирована попытка перелома в военном сценарии длительных окопных противостояний — применение тяжелой новой техники (танков и бронемашин), массовое уничтожение живой силы противника (газами), активное использование артиллерии и авиации.
Писарь Марков, собирая фронтовые снимки, сделанные разными фотографами, был, по сути, тактиком и стратегом фотолетописи войны. Иногда он составлял композиции на листе из нескольких изображений, объединенных одним событием или местом. Иногда помещал на отдельный картон всего один снимок (обычно это был портрет одного человека или небольшой группы людей; вид стратегически важной местности с разных высот). Фотографии он снабжал пояснениями.
– Этот очевидец войны собирал снимки согласно своим ощущениям, и именно это придает альбому непреходящую ценность. Она – в конкретном, индивидуальном взгляде и неподдельном интересе простого человека, современника тех далеких событий, на войну, фронтовую жизнь, победы и поражения. Творческий подход при оформлении фронтового альбома и удивительная человечность ощущается в каждом листе составителя – будь то картоны со снимками знаковых событий, военные парады и смотры, или, например, портреты генералов, офицеров-штабистов, солдат-героев и даже детей, попавших в объектив камеры на линии фронта, – говорит сотрудник Военно-исторического отдела Екатерина Швиглёва.
Музей также представил на выставке предметы из своих коллекций, дающие более полное представление об этом периоде. Обмундирование армий России, Германии и Австро-Венгрии; образцы холодного и огнестрельного оружия. Простейшие приборы и принадлежности, без которых не могли обойтись военачальники и командиры, представлены биноклем, планшетом и компасом. Офицерский состав мог позволить себе и относительный комфорт в повседневной фронтовой жизни — об этом свидетельствуют фаянсовая тарелка и ваза для фруктов, принадлежавшие когда-то общевойсковому командиру Михаилу Ханжину, переданные в дар музею его потомками. Среди выразительных предметов армейского быта, подаренных музею, — походный чемодан-кровать командира 46-го армейского корпуса Николая Истомина.
Подборки мест, куда попадает «Брусиловский прорыв»
Лучшие подборки в Санкт-Петербурге
Архив расписания
—
Музей «Царское Село»г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв