Концерт «Симфонический оркестр Капеллы. Дирижер В»
Концерт «Симфонический оркестр Капеллы. Дирижер В»
Подробнее о концерте «Симфонический оркестр Капеллы. Дирижер В»
3-й концерт Четвертого абонемента «Петр Ильич Чайковский» Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик», Симфония № 6 3-й концерт Четвертого абонемента «Петр Ильич Чайковский» ЧАЙКОВСКИЙ Сюита из балета «Щелкунчик» (редакция Е.А. Мравинского) Симфония № 6 си минор «Патетическая», соч. 74 Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга Дирижер — Владислав ЧЕРНУШЕНКО «Щелкунчик» вошел в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь со всей полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и симфонического искусства. Среди произведений позднего периода творчества Чайковского «Щелкунчик» занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства — вот основные образные сферы музыки Чайковского. «Щелкунчик» имеет много общего с другими его балетами: тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Двухактный балет «Щелкунчик» был заказан композитору дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Либретто было написано Мариусом Петипа по известной сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» во французской переработке Александра Дюма. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества. По свидетельству брата композитора, Модеста Чайковского, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики». С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановщиком «Щелкунчика» был Лев Иванов, заменивший в начале работы над спектаклем тяжело заболевшего Мариуса Петипа. Критика была противоречивой — как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет, а в 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления и волшебства в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому чудесному балету Чайковского, открывая в нем все новые и новые грани. * * * Вершиной творчества Чайковского стала его последняя по счету Шестая симфония (1893). К созданию этого величайшего из своих шедевров композитор шел путем долгих и напряженных исканий. Немногим более года после окончания Пятой симфонии он писал: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры». Сам композитор придавал Шестой симфонии очень большое значение, считая ее лучшим и самым искренним из всего, что им было создано. «Честное слово, — писал он своему постоянному издателю П.И. Юргенсону в день окончания партитуры, — я никогда в жизни не был еще так доволен собой, так горд, так счастлив сознанием, что сделал в самом делехорошую вещь!». В другом письме Чайковский признается, что вложил в симфонию «без преувеличения, всю свою душу». Чайковский не ошибался в оценке своего сочинения, Шестая симфония не только подводит итог его исканиям в области симфонической музыки, но многими своими сторонами обращена в будущее. Это трагическая эпопея жизни человека с ее сложными коллизиями, суровой напряженной борьбой и неизбежным концом — уходом во мрак и небытие. В письме к К. Р. (великому князю Константину Романову) Чайковский писал: «…последняя моя симфония проникнута настроением очень близким к тому, которым преисполнен «Реквием»». После первого исполнения Шестой симфонии композитор согласился с предположением своей кузины Анны Мерклинг о том, что он описал в ней свою жизнь: «Первая часть — детство и смутные стремления к музыке. Вторая — молодость и светская веселая жизнь. Третья — жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, — это De profundis, то есть — молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор». Первое исполнение симфонии состоялось 16 (28) октября 1893 года в Петербурге под управлением автора. Критики и слушатели не оценили симфонию по достоинству, а точнее — совершенно не поняли её. Безусловно, это стало сильнейшим потрясением для композитора. «С этой симфонией происходит что-то странное! — писал Чайковский после премьеры. — Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Абсолютное признание пришло к этой гениальной музыке через несколько дней, когда после трагической и безвременной кончины Чайковского Шестая симфония прозвучала под управлением Эдуарда Направника.
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв