Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Музей насчитывает более чем 25 000 экспонатов
Музеи
Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Подробнее о музее «Музей изобразительных искусств Республики Татарстан»
История его восходит к 1895 году, когда коллекция картин, рисунков и гравюр, собранная казанским ученым-археологом и краеведом А.Ф. Лихачевым(1832-1890), была передана после его смерти в дар городу братом — вице-адмиралом российского флота И.Ф. Лихачевым.
Новый этап в комплектовании начался после революции 1917 года. В 1919 г. Казанский городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей с выделением в нем художественного, историко-археологического и этнографического отделов. В собрание музея вошли произведения, переданные из национализированных усадеб и особняков, закрытых и разоренных церквей и монастырей, полученные из Государственного музейного фонда и хранилищ столичных музеев, поступившие из Казанского университета, подаренные частными владельцами и закупленные у коллекционеров.
Музей пополнился большой коллекцией картин, принадлежавших О.С.Александровой-Гейнс, богатой наследнице казанского чаеторговца. В ее собрании было более 50 работ художников отечественной реалистической школы второй половины XIX века: жанровые картины П.О.Ковалевского, К.А.Трутовского, В.Е.Маковского, пейзажи А.В.Гине, Л.Ф. Лагорио, И.И.Шишкина. Кроме того, портреты самой Ольги Сергеевны и ее супруга — генерал-губернатора Казани А.К. Гейнса, созданные И.Е. Репиным.
На рубеже 1910-1920-х годов музей приобрел у казанского художника, издателя и коллекционера А.Ф.Мантеля собрание графических и живописных работ экспонентов объединения «Мир искусства» А.Н.Бенуа, И.Я.Билибина, А.Ф.Гауша, Б.М.Кустодиева, Д.И.Митрохина и других.
В 1920 году музей отпраздновал своё двадцатипятилетие и получил статус Центрального музея Татарской республики. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань большое собрание работ художников конца XIX — начала XX веков. Собрание художественного фонда музея бурно разрасталось. Такое увеличение коллекции позволило активизировать выставочную деятельность и потребовало энергичной исследовательской работы. Организаторами перестройки и обновления работы стали известные казанские музейные деятели — художник и искусствовед П.М. Дульский (1879-1956) и его коллеги П.Е. Корнилов (1896-1981),В.В. Егерев (1886-1956), П.А. Радимов (1887-1967). Их стараниями художественный отдел был превращен в картинную галерею музея.
Большой заслугой П.М. Дульского было формирование фонда произведений местных художников. На выставках и в мастерских им были приобретены произведения преподавателей и учеников Казанской художественной школы Н.И.Фешина, Н.Н Бенькова, Г.А. Медведева, В.К.Тимофеева, К.К. Чеботарева и многих других, положившие начало коллекции казанских художников. Именно благодаря его подвижнической деятельности музей издавал в трудные 1920-е годы каталоги почти каждой выставки и выпускал журнал «Казанский музейный вестник».
В начале 1940-х годов собрание художественной галереи вновь увеличилось. В него влилась коллекция работ из учебного музея Казанского художественного училища, состоящая из даров Академии художеств Казанской школе и произведений педагогов-организаторов и учеников. Значительную часть коллекции составили произведений графики П.А. Шиллинговского, А.П.Осторумовой-Лебедевой, П.В. Кузнецова, Д.Д.Штеренберга и других. По инициативе сотрудника П.Е. Корнилова при галерее был создан Кабинет гравюр.
Коллекция русской живописи была сформирована, в основном, в довоенные годы. В последующие десятилетия отдельные произведения русской школы поступали от Министерства культуры России и Татарстана.
В 1958 году картинная галерея Государственного музея ТАССР по приказу Министерства культуры России была преобразована в самостоятельный музей изобразительных искусств. Первым его директором стала Г.А. Могильникова(1928-2001).
В 1967 году музей переехал в великолепный особняк в центре города, в котором до революции 1917 года размещалась резиденция командующего Казанским военным округом.
Благодаря активной собирательской деятельности Г.А.Могильниковой и сотрудников в музее в 1960-е- 1970-е годы в казанском музее формируется самая значительная в России и мире коллекция произведений выдающегося мастера первой половины ХХ века Н.И.Фешина (1881-1955). Начиная с 1950-х годов, музей приступил к интенсивному комплектованию живописи, графики скульптуры современных художников Казани и республики. На этой базе была создана постоянная экспозиция декоративно-прикладного и профессионального искусства Татарстана. Сегодня коллекция национального искусства, самая значительная в собрании музея, наиболее полно отражает традиции и современное состояние изобразительного искусства республики. В 2005 году, в год празднования 1000-летия основания Казани, на основе этого собрания был открыт филиал ГМИИ РТ —Национальная художественная галерея в здании бывшего Юнкерского училища Казанского Кремля.
В настоящее время собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан насчитывает более двадцати пяти тысяч экспонатов.
Новый этап в комплектовании начался после революции 1917 года. В 1919 г. Казанский городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей с выделением в нем художественного, историко-археологического и этнографического отделов. В собрание музея вошли произведения, переданные из национализированных усадеб и особняков, закрытых и разоренных церквей и монастырей, полученные из Государственного музейного фонда и хранилищ столичных музеев, поступившие из Казанского университета, подаренные частными владельцами и закупленные у коллекционеров.
Музей пополнился большой коллекцией картин, принадлежавших О.С.Александровой-Гейнс, богатой наследнице казанского чаеторговца. В ее собрании было более 50 работ художников отечественной реалистической школы второй половины XIX века: жанровые картины П.О.Ковалевского, К.А.Трутовского, В.Е.Маковского, пейзажи А.В.Гине, Л.Ф. Лагорио, И.И.Шишкина. Кроме того, портреты самой Ольги Сергеевны и ее супруга — генерал-губернатора Казани А.К. Гейнса, созданные И.Е. Репиным.
На рубеже 1910-1920-х годов музей приобрел у казанского художника, издателя и коллекционера А.Ф.Мантеля собрание графических и живописных работ экспонентов объединения «Мир искусства» А.Н.Бенуа, И.Я.Билибина, А.Ф.Гауша, Б.М.Кустодиева, Д.И.Митрохина и других.
В 1920 году музей отпраздновал своё двадцатипятилетие и получил статус Центрального музея Татарской республики. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань большое собрание работ художников конца XIX — начала XX веков. Собрание художественного фонда музея бурно разрасталось. Такое увеличение коллекции позволило активизировать выставочную деятельность и потребовало энергичной исследовательской работы. Организаторами перестройки и обновления работы стали известные казанские музейные деятели — художник и искусствовед П.М. Дульский (1879-1956) и его коллеги П.Е. Корнилов (1896-1981),В.В. Егерев (1886-1956), П.А. Радимов (1887-1967). Их стараниями художественный отдел был превращен в картинную галерею музея.
Большой заслугой П.М. Дульского было формирование фонда произведений местных художников. На выставках и в мастерских им были приобретены произведения преподавателей и учеников Казанской художественной школы Н.И.Фешина, Н.Н Бенькова, Г.А. Медведева, В.К.Тимофеева, К.К. Чеботарева и многих других, положившие начало коллекции казанских художников. Именно благодаря его подвижнической деятельности музей издавал в трудные 1920-е годы каталоги почти каждой выставки и выпускал журнал «Казанский музейный вестник».
В начале 1940-х годов собрание художественной галереи вновь увеличилось. В него влилась коллекция работ из учебного музея Казанского художественного училища, состоящая из даров Академии художеств Казанской школе и произведений педагогов-организаторов и учеников. Значительную часть коллекции составили произведений графики П.А. Шиллинговского, А.П.Осторумовой-Лебедевой, П.В. Кузнецова, Д.Д.Штеренберга и других. По инициативе сотрудника П.Е. Корнилова при галерее был создан Кабинет гравюр.
Коллекция русской живописи была сформирована, в основном, в довоенные годы. В последующие десятилетия отдельные произведения русской школы поступали от Министерства культуры России и Татарстана.
В 1958 году картинная галерея Государственного музея ТАССР по приказу Министерства культуры России была преобразована в самостоятельный музей изобразительных искусств. Первым его директором стала Г.А. Могильникова(1928-2001).
В 1967 году музей переехал в великолепный особняк в центре города, в котором до революции 1917 года размещалась резиденция командующего Казанским военным округом.
Благодаря активной собирательской деятельности Г.А.Могильниковой и сотрудников в музее в 1960-е- 1970-е годы в казанском музее формируется самая значительная в России и мире коллекция произведений выдающегося мастера первой половины ХХ века Н.И.Фешина (1881-1955). Начиная с 1950-х годов, музей приступил к интенсивному комплектованию живописи, графики скульптуры современных художников Казани и республики. На этой базе была создана постоянная экспозиция декоративно-прикладного и профессионального искусства Татарстана. Сегодня коллекция национального искусства, самая значительная в собрании музея, наиболее полно отражает традиции и современное состояние изобразительного искусства республики. В 2005 году, в год празднования 1000-летия основания Казани, на основе этого собрания был открыт филиал ГМИИ РТ —Национальная художественная галерея в здании бывшего Юнкерского училища Казанского Кремля.
В настоящее время собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан насчитывает более двадцати пяти тысяч экспонатов.
Подборки мест, куда попадает «Музей изобразительных искусств Республики Татарстан»
Лучшие подборки в Казани
Архив расписания
—
«Древнерусское искусство»Выставка, возраст: 6+
—
«Западноевропейская живопись»Выставка, возраст: 6+
—
«Искусство Татарстана XX века»Выставка, возраст: 12+
—
«Казанская художественная школа»Выставка, возраст: 6+
—
«Классическое и современное искусство России XVIII-XX веков»Выставка, возраст: 12+
—
«Морской и горный пейзаж»Выставка, возраст: 12
—
«Русское искусство XVII — первой трети XX веков»Выставка, возраст: 6+
—
«Собрание Лихачева»Выставка, возраст: 6+
—
—
«Произведения древнерусского искусства XVI–XVIII веков»Выставка, возраст: 0+
—
«Экспозиция Ивана Ивановича Шишкина»Выставка, возраст: 0+
—
«Произведения русского искусства второй половины XIX – начала XX века»Выставка, возраст: 0+
—
«Произведения русского искусства XVIII – первой половины XIX века»Выставка, возраст: 0+
—
«А.Ф. Лихачев и его коллекция»Выставка, возраст: 0+
Отзывы
К сожалению, на это место ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Категории музея
Другие места в пешей доступности от музея «Музей изобразительных искусств Республики Татарстан»
Литературный Музей Е.А. Боратынского в Казани – единственный в России музей великого русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844), мастера элегии и философской лирики
Жизнь и творчество Мусы Джалиля находила отражение в музейных экспозициях неоднократно.
Салих Замалетдинович Сайдашев – выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки, педагог, народный артист ТАССР
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина является одним из культурных центров города с многолетними традициями и уникальной историей.
Музей Баки Урманче создан в 1999 году в целях увековечения памяти выдающегося деятеля татарской культуры XX столетия.
Оставить отзыв