Ср

14

ноября

2012

Вс

9

декабря

2012

3 года назад

Выставка Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников

Vanitas — живописный жанр, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого было изображение человеческого черепа. Драгоценности, кубки, цветы и предметы роскоши в натюрмортах Vanitas увядают или изображаются небрежно в беспорядке, обесценивающим земные достижения и благополучие человека.

Москва

Участники:
Лит Харинга и Мартин ван Карлсбек — инсталляция, скульптура
Ханс Оп де Бейк — видео-apт,фотография
Маргрит Смюлдерс — фотография
Ричард Кайпер — фотография
Эрвин Олаф — фотография
Бук да Фриз — скульптура
Персин Брурсен & Магрит Лукаш — видеоарт

На протяжении нескольких веков натюрморт служил лишь фоном для парадных портретов, сюжетов изображавших сцены из жизни святых и героев античности. Он окончательно оформился в качестве самостоятельного жанра живописи лишь в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Предметы, изображенные на натюрмортах этого периода композиционным центром которых было изображение человеческого черепа, содержали скрытую аллегорию быстротечности всего земного и неотвратимости смерти. Эти произведения получили имя Vanitas.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Из книги Экклезиаста: «Суета сует, все есть суета» (vanitas, лат. букв. — «суета» Впервые это выражение встречается в латинском переводе Библии, его авторство приписывают царю Соломону.

Все эти предметы лишь напоминают о бренности жизни, мимолетности удовольствий и ускользающей красоте. Мрачные аллегории и цветы, которые изображали на реверсах картин Vanitas с атрибутами смерти, являются самыми ранними примерами натюрморта (nature morte) в европейском искусстве XVI-XVII века, жанра родившегося и завоевавшего популярность сначала в Нидерландах и Фландрии, а впоследствии во Франции и Италии.

По мере распространения барокко натюрморты Vanitas становились все более жизнеутверждающими и пышными. Художники XVII века перестали изображать череп в центре композиции и более тактично включали его в сюжет, а впоследствии и совсем от него отказались, так натюрморт стал независимым от религиозной морали жанром мировой живописи.

Кураторы выставки Cабина Оруджева и Лариса Бювальда предлагают современную трактовку классического жанра. В наше время художники используют те же символы, что и нидерландские живописцы XVI–XVII веков, но переводят их на актуальный язык.

И по-прежнему тема современных Vanitas не предметы, изображенные их авторами, а предчувствие, размышление о быстротечности земных благ, предупреждение о тленности бытия, тревога и неизбежность смерти.

Экспрессивно абстрактные скульптурные композиции пиршеств и пышных букетов — типичные сюжеты натюрмортов современных европейских художников, вновь призывают нас к рефлексии о мимолетности всего земного и зависимости человека от времени и милости природы.

место проведения:

Музей ММОМА Тверской

Тверской бульвар, 9

    (495) 231 3660

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading