Выставка «Оттепель»
Крупный выставочный проект, посвящённый эпохе «оттепели» в СССР
Выставка «Оттепель»
Подробнее о выставке «Оттепель»
Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвящённый эпохе «оттепели»: она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политзаключённых, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом».
Короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, сформировал стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон "вселенского" мышления шестидесятников, устремленных в будущее.
Это было время поиска нового языка, способного выразить время. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена литераторов и художников, табуированные в 1930–1940-х годах. Часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.
Настоящая выставка артикулирует проблемы и конфликты этой эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль».
Экспозиция представляет собой единую инсталляцию из 7 разделов, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.
Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.
Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.
В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.
Раздел «Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан правильный вкус в противовес мещанству, улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.
Раздел «Освоение» предлагает разговор о романтике дальних странствий, о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых трудовых будней, то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.
Раздел «Атом — космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году Спутника-1 космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.
В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.
Выставку сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему». Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.
Выставка продлится
с 16 февраля до 11 июня
Крымский Вал, 10
залы 60–61
Взрослый билет — 500 рублей.
Детский, студенческий, пенсионный — 200 рублей.
Режим работы постоянной экспозиции:
Вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00
(кассы и вход до 17:00);
Четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00
(кассы и вход до 20:00);
Выходной — понедельник.
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв