Киев

Гулять Храмы

Почтовая площадь 390 м, Площадь Независимости 680 м, Крещатик 920 м Трехсвятительская улица, 6

Монастырь Михайловский

8
7

Посетить символ православной духовности Украины

ежедневно: 10:00–17:00

Билета в музей — для взрослых – 2 гривны
Для школьников, студентов, пенсионеров – 1 гривна

Михайловский Монастырь

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).
Есть сведения, что именно на Михайловском подворье состоялось первое знакомство Григория Распутина с царской родней, открывшее ему путь в государевы дворцы.

Златоверхий

Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция. Также Михайловский собор был последним храмом в Киевской Руси, во внутреннем убранстве которого применялись мозаики.

Современность

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов неканонической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.
На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.
На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Музей истории монастыря

В колокольне на втором ярусе обители действует музей истории Михайловского Златоверхого монастыря, в который по крупицам собирают ценности монастыря разбросанные по миру. Первыми экспонатами стали предметы, найденные во время раскопок на территории Михайловского – гривневые клады и клады ювелирных украшений. В музее выставлены «мазепинская» рака для мощей св. Варвары, изготовленная в 1694 г. из серебра на средства известного гетмана. Также экспонируются древние серебряные царские врата, не так давно возращенные храму Лаврским музеем.
В трех залах можно увидеть культовые художественные вещи XII-XIX веков, украшавшие старый Михайловский собор. Все они приобретены за бюджетные средства у частных коллекционеров. Среди экспонатов – иконостасная колонка XVIII века, старопечатные книги и церковные книги, три иконы Святой Варвары, икона Спас Нерукотворный XIX века, риза иконы Святого Ильи XVIII века, половая плита XIX века, колокол церковный на деревянной рукояти 1896 года и другие культовые и художественные вещи. Сейчас в музее истории Михайловского собора экспонируются 11 возвращенных из российских музеев в 2001 и в 2004 гг. фрагментов фресок. Подлинники мозаик и фресок не могут размещаться в восстановленном храме, поскольку они требуют особого режима сохранения, поэтому они сохраняются в музее. Одним из самых ценных экспонатов является изготовленный в XVIII веке из листовой меди и покрытый сусальным золотом горельеф Архистратига Михаила в аутентичном варианте, который ранее украшал фронтон западного фасада Михайловского Златоверхого монастыря. Техническое состояние горельефа не позволило ему занять своё прежнее место, и он стал музейным экспонатом.

История

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.
Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря.
Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.
Тогда же учреждён и монастырь.
В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левoбepeжнoй Украине. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епapxии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934—1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа рестовраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и
перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Святая Варвара

Главной святыней Михайловской обители, в прежние времена привлекавшей отовсюду тысячи богомольцев, признаны мощи великомученицы Варвары. Память о ней чтит весь христианский мир. На знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» рядом с Богоматерью изображена св. Варвара. В 1937 году, когда Михайловский Златоверхий снесли по распоряжению советской власти, ее мощи перенесли во Владимирский Собор. И только в 2008 году святая Варвара вернулась на прежнее место.

Рассказы о месте

  • Святая Великомученница Варвара

    Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой.

    Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз.

    К ней имели доступ только языческие учителя и служанки.

    Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак.

    Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение.

    Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

    Вскоре вернулся Диоскор и, узнав о распоряжении Варвары, остался им недоволен. При объяснении с ней он с ужасом узнал, что его дочь — христианка. Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять ее, дорогу Варваре преградила гора.

    Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы.

    Там Варвара укрылась в пещере.

    Диоскор нашел дочь с помощью пастуха, жестоко избил ее, а затем закрыл в небольшой темной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

    Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.

    На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не вразу-мился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа — истинного целителя душ и телес. Ее подвергли еще большим мукам.

    В толпе стояла христианка Иулиаиия, которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Ее схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару.

    Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом.

    Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец.


    Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

    В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Тела святых мучениц похоронил Галентиан; впоследствии он же устроил над их могилой церковь. В VI в. мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Дочь византийского императора Алексия I Комнина (1081—1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславовичем (во святом Крещении Михаилом), привезла с собой в Киев в 1108 году мощи святой великомученицы Варвары, где они и ныне почивают во Владимирском соборе.

    Слово Пастыря
  • Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила. В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери. В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770 — 1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др. В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков — сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой. К монастырю причислен — Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

Место просмотрено 1094 раза
НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

Любят место 8 человек:

Катерина Шулик, Emma Charlotte Hammock, Жанна Кузьмицкая, Валерия Саражинская, Александра, Тата Липата, Наташа Репях, Maria Chirkova

Храмы рядом с адресом «Трехсвятительская улица, 6»

Церковь Андреевская церковь

Православный храм в стиле барокко над Подолом

480 м

Собор, монастырь, музей Софийский

Увидеть духовный центр Киевской Руси

690 м

Деревянный храм Десятинная церковь

Деревянный мемориальный домик за $18000000 бюджетных средств

560 м

Церковь Успения Богородицы

Посетить Церковь Успения Богородицы

950 м

Церковь Трапезная церковь

Трапезное помещение в Киево-Печерской Лавре

3 км

Лавра Киево-Печерская

Посмотреть легендарную святыню Православия

3 км

Собор Успенский собор

Собор Успения Пресвятой Богородицы — главный соборный храм Киево-Печерской лавры

3 км

Кришнаитский храм Нью Навадвипа

Кришнаитский храм — островок ведической культуры в Киеве

7 км