Выставка «Zero»
Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине.
Выставка «Zero»
Подробнее о выставке «Zero»
МАММ в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве представляет выставку легендарной немецкой арт-группы Zero, оказавшей огромное влияние на послевоенное европейское искусство. В экспозицию вошли знаковые работы ее основателей: Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине.
По окончании Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.
Дюссельдорф, благодаря удачному расположению, близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.
Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа Zero. У истоков ее основания стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания. Он являлся точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый, полный надежды и света мир.
К началу 60-х годов многие мировые художники и философы пришли к «нулевой отметке»: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевом пространстве», Ролан Барт — о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «Zero — это тишина. Zero — это начало».
Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромные картины.
Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других самых разнообразных формах сотрудничества.
Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.
Группа Zero, часто принимала участие в различных архитектурных проектах: им заказывали роспись стен, отделку помещений, создание осветительных приборов и инсталляций. В то же время группа проводила персональные и групповые выставки по всему миру — от Амстердама, Милана Рима, до Лондона, Нью-Йорка и Филадельфии.
Несмотря на тесную связь между художниками, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами. Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света. Лейтмотивом его творчества являются его световые стелы, которые он располагал в нетронутых пространствах пустынь или открытом море. Часто публика могла познакомиться с ними только с помощью видео или фотографии.
Работы Гюнтера Юккера характеризуются отсутствием цвета, главенствующую роль во многих его работах играет гвоздь, по-своему отражающий свет и темноту. Самая известная серия Юккера, «Космическое ви́дение» (1961–1981), представляет собой вращающиеся круги, в которые в геометрическом порядке забиты гвозди, превращающиеся в светоотражатели. Они функционируют иначе, чем излучающие свет стелы Мака, но создают сходный эффект.
Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки. Его работы отмечены особым чувством цвета, выделяются характерным почерком и формой.
В то же самое время художники группы Zero и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв