Пт

17

октября

2014

Пт

5

декабря

2014

2 года назад

Выставка Перформанс в России

История перформанса в отечестве от экспериментов футуристов начала XX века до современного состояния жанра.

Москва

Выставка представляет собой первое крупное исследование столетней истории и уникальных традиций перформанса в России, от ранних футуристических экспериментов до радикальных акций современности. 


Проект подчеркивает важную роль российского перформанса в развитии мировой культуры.

Выставка «Перформанс в России: картография истории» готовилась специалистами Музея «Гараж» с 2011 года. На сайте Музея запущена специальная платформа – бесплатный информационный ресурс с фото- и видеоматериалами, посвященный исследованию этого жанра в отечественном искусстве.

Экспозиция будет построена по хронологическому принципу, где один исторический период следует за другим. У каждого десятилетия, у каждой эпохи – своя особенность, представленная в пространстве Музея уникальным архитектурным дизайном. Формат выставки и ее репрезентация предполагают использование новых технологий и создание такого пространства внутри экспозиции, чтобы каждый зритель мог стать участником и автором собственного перформанса в процессе выбора тематического маршрута по выставке. 

Наряду с главным маршрутом кураторы проекта предложат несколько альтернативных сценариев изучения экспозиции при помощи современных мультимедийных технологий. Каждое произведение маркируется определенными #тегами, которые указывают на связь работы с одной из ключевых тем выставки: «Лозунг», «Костюм», «Пейзаж», «Интерактивный объект» и другие. С помощью #тегов зрители смогут путешествовать по выставке тем маршрутом, который они выберут себе в бесплатном приложении.

Помимо мультимедийного приложения, к выставке будет выпущен каталог, включающий в себя вводные тексты кураторов к проекту в целом и к 12 тематическим маршрутам, а также полный перечень всех произведений, вошедших в экспозицию. Около 200 представленных на выставке перформансов будут снабжены техническими описаниями, иллюстративными материалами, а также комментариями авторов, зрителей и искусствоведов. Ставший результатом изучения внушительного корпуса источников, этот свод мемуарных и критических текстов, собранный в одном издании, позволяет рассматривать каталог не только как обстоятельный отчет о выставочном проекте, но и как первую попытку составить летопись перформативного искусства в России за 100 лет его существования.




Хронология истории перформанса в России

Экспозицию в Музее «Гараж» открывают художественные опыты русского авангарда 1910–1920-х годов. 

В этот раздел включены работы, так или иначе выходящие за пределы привычных практик изобразительного искусства: акции и спектакли футуристов, включая знаменитую оперу «Победа над солнцем», смелые театральные постановки Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна, музыкальные эксперименты Арсения Авраамова, политический театр «Синяя блуза» и революционные формы массовых действий.


После длительной паузы в несколько десятков лет жанр перформанса возвращается в русское искусство в 1970-х гг., в творчестве художников московского концептуализма

группы «Коллективные действия», группы «Гнездо», Риммы и Валерия Герловиных, Виталия Комара и Александра Меламида, Дмитрия Пригова и других. Продолжая развиваться в 1980-х гг., перформанс по-прежнему остается адресованным узкому кругу людей, посвященных в проблематику и смысл происходящего в закрытых зонах – в квартирах и мастерских – либо на независимых территориях полей и городских парков. Основными фигурами этого времени являются группы «Мухомор», ТОТАРТ, «СЗ» и другие.


В эпоху перестройки, в середине 1980-х гг., ситуация кардинально меняется. 

Благодаря социально-политическим переменам в стране художники получают шанс сменить формат своих работ, обретая и бо́льшую аудиторию, и новые технические возможности. Период «новой волны» включает в себя имена таких художников, как Владислав Мамышев-Монро, Сергей Курехин и группа «Популярная механика», группы «Среднерусская возвышенность», «Чемпионы мира» и «Новые художники».


1990-е годы стали периодом расцвета московского акционизма 

– движения нового поколения, которое характеризует «прямое действие» и поиск новых, часто конфликтных форм взаимоотношений с публичным пространством. Основным местом проведения акций становятся площади и улицы города, а главными действующими лицами – Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Олег Кулик и Авдей Тер-Оганьян.


На контрасте с последним десятилетием XX века, начало 2000-х гг. – это время аполитичных коллективных выступлений

направленных прежде всего на совместное переживание свободного течения жизни и неожиданное вторжение на ее территорию. Перформанс становится привычной формой современного искусства, а попытки русских художников сблизиться с актуальной международной практикой перформанса все более очевидны. Герои 2000-х – общество «Радек», группы Escape и «Лето», Елизавета Морозова, Елена Ковылина, Андрей Кузькин и другие.


В начале следующего десятилетия вместе с общей волной социально-политического протеста актуализируется движение так называемого артивизма,

представители которого применяют тактику перформанса в открытом противостоянии с властью. Среди многочисленных объединений в искусстве протеста наиболее известными являются группы «Война» и Pussy Riot.


Кураторы: Юлия Аксенова (куратор Музея «Гараж») и Саша Обухова (руководитель научного отдела Музея «Гараж»).

Над архитектурой выставки «Перформанс в России: картография истории» работало бюро FORM.

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading