Выставка «„Олимпия“ Эдуарда Мане»
Выставка самой известной картины Эдуарда Мане из собрания парижского Музея д'Орсэ
Выставка «„Олимпия“ Эдуарда Мане»
Подробнее о выставке ««Олимпия» Эдуарда Мане»
Знаменитая картина Мане «Олимпия», лишь однажды покидавший стены Музея д’Орсэ в Париже, сейчас выставлена в Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году выставлена в окружении трёх работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина — картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.).
Отправной точкой для возникновения «Олимпии» стало желание Эдуарда Мане переосмыслить образную и пластическую «формулу» «Венеры Урбинской» Тициана в духе своей эпохи. С точки зрения критиков, которые в своих отзывах буквально разгромили картину на Парижском салоне 1865 года, картина была «неприличной», ибо так звали одну из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпия — антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая, не верящая в любовь и неспособная никому ее дать. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Значит, «Олимпия» — это «Венера-куртизанка».
Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку — украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести.
Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки — одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, — пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.
Картина из «Дама за туалетом» относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует шедевру Тициана. Работа Джулио Пиппи, по прозвищу Романо (Римлянин) обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, художник близко следует образцу, однако он значительно смелее открывает фигуру своей героини, сделав ее почти полностью обозримой. Художник специально акцентирует ее наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть. Но истинный посыл в обоих случаях, и у Рафаэля, и у Романо – попытка через светский жанр, родившийся на почве реальности, обратиться к поэтической органике мифа через мотив женской наготы.
Картина основателя символизма Поля Гогена «Королева (Жена короля)» (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника.
Скульптура Афродиты Книдской (копия римского времени с оригинала, ок. 350 г. до н. э.) древнегреческого скульптора Праксителя является истоком этой темы, преломившейся в шедеврах Тициана, Веласкеса, Гойи, Мане и других мастеров. В этой работе отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н. э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века — к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями Афродиты, особенно той, что была выполнена им по заказу жителей острова Книд около 340–330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица и гетера Фрина.
«Олимпия» будет выставлена в ГМИИ им. А.С. Пушкина до 24 июля
Билеты:
300 рублей — входной билет
150 рублей — льготный билет
Бесплатно — дети до 16 лет
Архив расписания
Отзывы
К сожалению, на это событие ещё никто не оставлял отзывов.
Будьте первым!
Оставить отзыв