Вс

31

мая

2015

17:00

больше года назад

Лекция Лекционный цикл: Философия искусства

Андрей Великанов прочитает цикл философских концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры.

Москва

Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов.

Есть также возможность не просто слушать лекции, но и поступить в группу с более широкой программой, выходящей за рамки образовательного проекта. И тогда самостоятельные упражнения, исследования, выступления и дискуссии помогут освоить сложный материал, получить представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, научиться владеть логикой и анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения как традиционных, так и современных философских концепций. Студентам группы предстоит самостоятельная работа по формированию своего творческого метода. Важнейшей задачей будет видеть и понимать события и явления, построить свои собственные взаимоотношения с культурой и при этом не раствориться в контексте, а установить личную границу и язык общения с окружающим миром.

Лекции и семинары будут проходить по воскресеньям с 17:00 до 22:00. Студенты группы в промежутках между очными встречами заняты активной самостоятельной и коллективной работой.


Примерный план лекций

1. Вводная лекция. Терминология. Критика традиционного искусствоведения. Пифагорейская школа.

2. Методология теории искусства. Моррис Витц. Клемент Гринберг. Розалинд Краусс. Периодизация культуры.

3. Методология теории искусства. Дональд Прециози — семиотическая теория искусства. Зритель и пещерная живопись. Антиэссенциализм. Организация архива. Паноптикон. Анаморфическое зрение. Стиль и метод.

4. Миф и логос. Субъект, индивид, личность. Язык и рождение философии.

5. Античная философия. Натурфилософы. Элеаты. Сократ.

6. Платон. Универсум эйдосов. Миф о пещере. Государство. Мартин Хайдеггер и Карл Поппер о Платоне.

7. Аристотель. Категории. Логика. Поэтика. Метафора. Метафизика.

8. Христианство. Фома Аквинский. Проблема универсалий. Эссенция и экзистенция. Вера и знание.

9. Утопия. Томас Мор. Томмазо Кампанелла. Рационализм и эмпиризм. Классицизм, барокко, романтизм.

10. Новое время. Ньютоно-картезианская модель. Просвещение. (Декарт. Спиноза. Ньютон. Лейбниц. Лаплас. Вольтер. Дидро. Руссо.)

11. Александр Готлиб Баумгартен. Эстетика. Иммануил Кант. Критика способности суждения. Красота, прекрасное, возвышенное.

12. Пророки модернизма — Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Рессентимент. Вечное возвращение. Бог умер.

14. Модернистские художественные практики. Предмет и пространство. Психологизм и антипсихологизм.

13. Модернистские музыкальные манифесты. Победа над солнцем. Парад. Das Triadische Ballet.

15-16. Русский авангард. Казимир Малевич. Беспредметное искусство. Супрематизм. Бог не скинут.

17. Абсолютный авангард. Entartete Kunst. Искусство и безумие. Борис Гройс "Gesamkunstwerk Stalin".

18. Неклассическая философия. Русский космизм. Николай Федоров. Философия общего дела.

19. Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Карл Густав Юнг. Архетип. Аналитическая психология.

20. Карл Маркс. Марксизм и неомарксизм. Дъердь Лукач, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Вальтер Беньямин. Диаграмма Нолана. Теодор Адорно, Ханна Арендт и Йозеф Бойс о покаянии.

21. Семиотика и структурная лингвистика. Фердинанд де Соссюр. Структурализм. Клод Леви-Стросс. Ролан Барт. Роман Якобсон. Мишель Фуко. Жак Лакан.

22. Кочерга Витгенштейна. Континентальная и аналитическая философия. Лингвистический поворот. Позитивизм. Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер. Джозеф Кошут. Концептуализм.

23. Феноменология. Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер.

24. Смерть субъекта и смерть автора. Интуиция Энди Уорхола. Мишель Фуко. Ролан Барт. Париж 1968. Ситуационизм. Ги Дебор. Общество спектакля.

25. Язык архитектуры постмодернизма. Роберт Вентури. Чарльз Дженкс. Вернакуляр. Латентный русский постмодернизм.

26. Жан-Франсуа Лиотар — «Постмодернистское состояние: доклад о знании». Метанаррация. Легитимация знания. Перформативное, дескриптивное и денотативное высказывания.

27. Жиль Делез, Феликс Гваттари — «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Ризома, машины желания, тело без органов.

28. Жак Деррида — «Фармация Платона». Деконструкция.

29. Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция. Имплозия масс. Пустой знак.

30. Спекулятивный реализм. Современные философские концепции — рекомендации к самостоятельному изучению.


Вход для вольных слушателей свободный.
Обучение в группе курса бесплатное, поступление на конкурсной основе.


Преподаватель курса — Андрей Великанов

Философ, теоретик искусства, художник. Автор статей и книг по теории культуры и искусства, среди них — философское исследование «Симулякр ли я дрожащий или право имею» (издательство «НЛО», 2007). Автор учебных курсов в НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте УНИК, Академии коммуникаций Wordshop, Московском художественном училище памяти 1905 года, Открытой школе Media Art Lab, Центре авангарда в Еврейском музее и Центре толерантности, Школе современного искусства «Свободные мастерские». Ведущий и участник многочисленных лекций, выступлений и дискуссий на темы современной культуры. Лауреат и призер международных конкурсов медиаарта: Ostranenie (Германия), DADANET (Россия), Art on the Net (Япония), TrashArt (Россия), Southwest Interactive Festival (США), Split (Хорватия).

в другие дни:

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading