Чт

24

октября

2013

19:30

3 года назад

Лекция История и религиозная кульутура: Буддизм

Как появилась философия в Индии? Будда как философ. Ранний исторический буддизм. Система образования в буддийском монастыре.

Москва

1. Как появилась философия в Индии. 19 сентября в 19-30.
Сакральные тексты Древней Индии. Понятия и представления ведийского времени, породившие философские размышления, рефлексию, споры. Мудрецы — составители Упанишад, их основные темы. Шраманский период — невероятное (с точки зрения интенсивности работы мысли) время. Шраманские учителя — отшельники, их философские идеи и практики. Адживики, джайны, буддисты, материалисты, агностики и другие свидетели древнеиндийской философской традиции. Долгий путь индийской философии, ее уникальное место в истории мысли.

2. Будда как философ. 26 сентября в 19-30.
Оригинальность буддийской философии и их очевидное харизматическое авторство. Фигура основателя буддизма и его жизненный путь: как увидеть человека сквозь мифологическое повествование? «Благородные истины» или «Истины благородных»: какая антропология следует из фундаментальных положений буддизма? Благородное молчание Будды: почему основатель буддизма не любил метафизические представления? Проповедь о знаке (лакшана) отсутствия «я» (анатма): как это можно понять на фоне всеобщих представлений о жизни «я» после смерти? Учение о дхармах: философское прозрение или в высшей степени сложные спекулятивные построения? Будда и Людвиг Витгенштейн. Роль философии в буддизме.

3. Ранний исторический буддизм: философские загадки. 3 октября в 19-30.
Будда и созданная им монашеская община (сангха). Создал ли Будда буддизм? Палийская Махапаринирвана-сутра: что можно из нее понять о дальнейшем развитии буддизма? Плюрализм ранних буддийских общин. Секты и школы раннего буддизма, о чем они спорили между собой? Разные, а порой и противоположные ответы различных школ буддизма на одни и те же вопросы. Покинул ли Будда сансару навсегда? Школа локоттаравада и гигантские фигуры будд, высеченные в скалах. Образы архата и бодхисаттвы. Школа махасангхика. Дхармовая природа реальности в интерпретации различных школ раннего буддизма. Школа Сарвастивада: что следует из положения о том, что «дхармы прошлого, настоящего и будущего одинаково реальны»? Философские вершины буддизма.

4. Система образования в буддийском монастыре. 10 октября в 19-30.
Какова роль монашества в буддизме? Образование буддийской монашеской общины- сангхи. Виная-питака (первый раздел канона) и Пратимокша- свод правил для монахов. Мужские и женские монастыри, различия в образе жизни и предписаниях для бхикшу и бхикшуни (монахов и монахинь). Чему учили в буддийском монастыре? Наланда- первый университет мира. Философия образования в буддизме. Медицинские знания и медицинское образование в буддизме. Устройство тибетских монастырей и система монастырского образования. Чему обучают на тантрическом факультете? Роль медитационных практик в жизни монахов.

5. Буддийская этика. 17 октября в 19-30.
Сложность понимания этики в буддизме. Отличие этических моделей в развитых культурах. Идеалы и ценности буддизма. «Водою Будды не смывают скверну». Неблагие и благие пути деятельности. Этические ценности мирян и монахов. Панча-шила — 5 обетов мирянина, что они означают. Сигаловада сутра — прекрасный текст об этике мирянина. Женщина в буддизме. Семейная и сексуальная этика. Вегетарианство в буддизме. Диспут про «сукара-маддаву». Сострадание как высшая этическая ценность буддизма. Этика бодхисаттвы. Алмазная колесница: этика тантрического буддизма.

6. Буддийская антропология. 24 октября в 19-30.
Учение о человеке в добуддийскую эпоху, в джайнизме и у адживиков. 4 истины благородных: откуда в буддизме деление на «благородных» и «обычных» людей? Учение о сознании в буддизме. 6 миров живых существ и человек как разновидность сознания: что из этого следует? Категория «благородной личности». Три семейства Благородных личностей: будды, пратьекабудды и шраваки. Типы благородной личности: «вступивший в поток», «однажды возвращающийся», «архат». Если Будда не человек, и не Бог, то кто он? Пратьека-будды: путь носорога. Благие корни и пути деятельности. Человеческая форма существования относительно других форм рождения.

Лектор — Сергей Щербак. Культуролог, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института. Ведущий философского клуба «Восточные вопросы».

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading