Вт

24

декабря

2013

19:30

2 года назад

Лекция Эстетизм: литература и жизнь

Эстетизм — одно из ярчайших направлений в искусстве и симптоматическое мироощущение второй половины XIX век. Вершина его — литературное творчество и сама жизнь Оскара Уайльда

Москва

Лекция 1. Эстетизм, гедонизм, дендизм: Уолтер Пейтер. 26 ноября в 19-30
Эстетизм — одно из ярчайших направлений в искусстве и симптоматическое мироощущение второй половины XIX век. Вершина его — литературное творчество и сама жизнь Оскара Уайльда. Однако Уайльд не создаёт эстетский стиль с чистого листа, но гениально продолжает уже существующие тенденции современной ему культуры. Он вбирает гедонистический пафос, позу дендизма, а также — и это наиболее заметно — теории своего прямого учителя, Уолтера Пейтера, который в своей знаменитой книге «Ренессанс» закладывает основы эстетского видения жизни.

Лекция 2. Эстетизм и декаданс: Жорис Карл Гюисманс. 3 декабря в 19-30
Ещё один основополагающий мотив в эстетизме — декадентский флёр конца эпохи, упадочный стиль упоённого созерцания смерти Бога и краха всех европейских ценностей. Эстетизм пропитан декадансом настолько, что никак не мог бы появиться без теневых импульсов последнего. Одним из важнейших литераторов-декадентов для эстетов и, в первую очередь, для Оскара Уайльда был Гюисманс — автор знакового романа «Наоборот», той самой книги, которая так пленила Дориана Грея, книги, вобравшей в себя всю полноту чувственных коллизий своего времени.

Лекция 3. Оскар Уайльд. Художник жизни. 10 декабря в 19-30
В лице Уайльда эстетизм нашёл своего певца, свою вершину, свой крах. Во всей полноте своей настроения и мотивы конца эпохи выразились в его пёстром и разностороннем литературном творчестве. Но — не только там, ведь подлинным творчеством, искусством для Уайльда, как и для всякого последовательного эстета, была сама жизнь. Следуя собственному завету: не искусство подражает жизни, но жизнь подражает искусству — Уайльд перевёл все черты эстетизма непосредственно в плоть собственной, прекрасной и трагической, биографии.

Лекция 4. Оскар Уайльд. Эстетизм и эстетика. 17 декабря в 19-30
В своих ироничных, шутливых, парадоксальных, эпатажных трактатах Уайльд попытался свести воедино те линии Пейтера, гедонизма, декаданса, которые оказали на него определяющее влияние. Свести воедино — и придать им неподражаемую псевдо-теоретическую форму, пестрящую эстетской вычурностью и яркими парадоксами. Эти псевдо-теоретические выкладки, псевдо-трактаты играют определяющую роль для понимания эстетизма как симптома целой эпохи: не содержание их, но форма, манера, примат внешнего говорят о том, в чём заключается служение красоте.

Лекция 5. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. 24 декабря в 19-30
Главное произведение Уайльда столь же противоречиво, как и всё его творчество, как и он сам, как и весь эстетизм. Это и манифест, решающая жертва на алтарь вечной красоты, и — в то же время — суровая отповедь, новая трагедия, пророчески предвещающая скорое падение эстетического мировоззрения и лично — главного его апологета. Роман-загадка, разгадав которую, можно увидеть не только весь эстетизм как гимн красоте, но и пугающие тени, крадущиеся в такт этому гимну.

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading