Чт

2

мая

2013

20:00

Пт

3

мая

2013

20:00

3 года назад

Концерт Страсти по Никодиму

Мировая премьера в исполнении вокального ансамбля Questa Musica и Московского ансамбля современной музыки. Композитор Александр Маноцков, дирижер — Филипп Чижевский, режиссёр — Денис Азаров

Москва

2 и 3 мая в 20:00 на «Платформе» состоится мировая премьера «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова, куратора музыкальной программы 2013 года, в исполнении вокального ансамбля Questa Musica и Московского ансамбля современной музыки. Дирижировать будет Филипп Чижевский, режиссёр — Денис Азаров.

«Страсти — музыкальное повествование о последних днях и смерти Иисуса Христа — жанр и старый (их начали писать задолго до Баха, автора самых известных «Страстей»), и новый (в двадцатом веке «Страсти» писали, например, Пендерецкий, Губайдулина, Пярт, Голихов). Обычно «Страсти» бывают «по…» — тут следует имя евангелиста, чьи тексты взяты в основу либретто. Соответственно, «Страсти по Никодиму» написаны по мотивам евангелия от Никодима — есть такой текст, с одной стороны неканонический, а с другой, содержащий некоторые вещи, включённые в церковное предание. Но «церковное» и в композиторских «Страстях» вообще, и в моей партитуре — не на первом плане; на первом плане обычно оказывается отношение автора к личной проблеме смерти и зла — проблеме, которую, так или иначе, всем придётся решать, и которая в сюжете Страстей Христовых (в чисто художественном смысле, помимо «религии») доведена до абсолютной остроты.
Я написал либретто несколько лет назад, но радикально его переделал, когда у меня стал появляться конкретный образ музыки «Страстей по Никодиму». В прошлом году я в Германии написал по заказу несколько вокальных пьес на немецком, полюбил немецкую просодию — а некоторые тексты Ницше давно представлялись мне прекрасными христианскими комментариями к Страстной неделе — в итоге, хоралы у меня немецкие, на тексты Ницше.
В тексте речь идёт о судебном разбирательстве и казни — рассказчик (Никодим) у меня что-то вроде судмедэксперта. Имя подсудимого — осуждённого — звучит только в эпилоге.
В этой музыке я стремился к тому, чтобы экспрессия была не результатом «прямого» высказывания, а возникала как бы объективно, как следствие развития чисто музыкальных идей. Несмотря на мою многолетнюю практику в области древнерусской певческой традиции и духовных стихов, оказалось, что эти мои умения совершенно не требуются этой партитуре. А потребовались, помимо традиционных академических инструментов, экзотические ударные и генератор белого шума. В партитуре также оговорено использование титров и видео.»
Александр Маноцков

Практически накануне, 30-го апреля в 20.00 мы приглашаем публику и журналистов на встречу с автором партитуры, который расскажет о традиции «Страстей» в западной и российской музыке, и о своём собственном произведении, ответит на вопросы. Вход свободный

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

НЕМЫСЛИМЫЙ АТТРАКЦИОН! Гадание на ссылках, найденных для вас роботами Яндекса:

А-а-ах, ещё события loading