Москва
Влад
добавлено 25 декабря 2014 в 22:59

«История современного русского искусства»

Музей современного искусства «Гараж»

15 лекции уже закончившегося курса куратора и руководителя научного отдела Музея «Гараж» Саши Обуховой. В курсе представлены основные вехи истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней. Прослушав курс вы сможете разобраться в главных стилях, течениях, ключевых событиях и героях московского андеграунда, художественных институциях 1990-х и молодых звездах актуального искусства. 


1 лекция

Что такое «неофициальное искусство»? Как оно появилось в Москве в конце 1950-х? Каковы его основные черты? Во вводной лекции курса Cаша Обухова расскажет об истоках, основных характеристиках, политических и социально-экономических условиях, в которых развивался советский художественный нонконформизм.


2 лекция
Многообразие персональных стилей в рамках «неофициального искусства» 1960-х годов. Первая часть

Лекция посвящена разнообразным направлениям нонконформизма 1960-х годов — абстрактному экспрессионизму, фигуративному экспрессионизму, метафизической живописи, сюрреализму. Саша Обухова подробнее расскажет о творчестве отдельных героев московского художественного подполья, в частности, Юрия Злотникова, Владимира Немухина, Анатолия Зверева, а также о центральном явлении андерграунда этой эпохи - «Лианозовской группе».


3 лекция
Многообразие персональных стилей в рамках «неофициального искусства» 1960-х годов. Вторая часть

В третьей лекции цикла Саша Обухова продолжит рассказ об основных направлениях советского нонконформизма 1960-х годов. На этот раз речь пойдет о геометрической абстракции, советском поп-арте и кинетизме. Среди героев лекции — Франциско Инфантэ, Лев Нусберг, Владимир Слепян и Владимир Янкилевский. Саша Обухова подробно расскажет также о скандальном посещении Никитой Хрущевым выставки 1962 года в Манеже, после чего произошел окончательный раскол советского искусства на «официальное» и «неофициальное».


4 лекция
Многообразие персональных стилей в рамках «неофициального искусства» 1960-х годов. Третья часть


5 лекция
Советская власть против художников

В результате окончательного раскола советского искусства на «официальное» и «неофициальное», произошедшего после скандальной выставки 1962 года в Манеже, московский художественный андерграунд приобрел свои особые черты, быт и способы существования. В этой лекции Саша Обухова расскажет о квартирных выставках и художественных салонах, о первых коллекциях произведений нонконформистов, а также об опыте «двойной жизни», которую приходилось вести представителям неофициального советского искусства.


6 лекция
«Группа Сретенского бульвара»

Лекция об одном из самых интересных явлений советского нонконформизма — неформальном объединении художников, сложившемся в 1960-х годах вокруг талантливого организатора, теоретика искусства и художника Юрия Соболева-Нолева. В группу входили Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков. О том, что объединяло «сретенцев» помимо географии (в районе Сретенского бульвара было довольно много студий «неофициальных» художников), можно будет узнать из шестой лекции цикла.


7 лекция
Соц-арт

Седьмая лекция цикла посвящена одному из самых известных направлений советского неофициального искусства — соц-арту. Саша Обухова расскажет о том, как возник соц-арт, о его главных стилистических особенностях и основных представителях — Виталии Комаре и Александре Меламиде, Леониде Сокове, Борисе Орлове и Александре Косолапове. Из лекции также можно будет узнать о знаменитой «Бульдозерной выставке» 1974 года и первых разрешенных выставках соц-арта 1974-1975 годов.


8 лекция
Московская школа концептуализма

Лекция посвящена московской школе концептуализма — направлению, к которому, в частности, относятся Илья Кабаков, группа «Коллективные действия», Римма и Валерий Герловины, Дмитрий Пригов. Для художников этого направления идея, концепция произведения важнее ее формы или физического выражения, а цель искусства — выразить идеи или отношения между идеями. В чем советские концептуалисты близки своим западным коллегам, а в чем специфика отечественной версии этого общемирового движения, Александра Обухова расскажет в седьмой лекции своего цикла.


9 лекция
«Новая волна» в московском неофициальном искусстве

Лекция рассказывает о «молодом» поколении художников-концептуалистов, заявивших о себе в конце 1970-х — о художественных группах «Гнездо» и «Мухомор», о галерее APTART и ее экспонентах - Никите Алексееве, группе СЗ, Вадиме Захарове, группе ТОТАРТ. Саша Обухова подробно расскажет об акционизме 1970-х и начала 1980-х, а также о том, насколько творчество художников «новой волны» было включено в мировой художественный контекст.


10 лекция
Искусство эпохи перестройки

Как повлиял на московское неофициальное искусство знаменитый аукцион Sotheby's 1988 года. Тогда аукционный дом провел в Хаммеровском центре в Москве первые торги искусства нонконформистов, которые стали звездным часом русского современного искусства. Многие никому до этого не известные художники установили ценовые рекорды, которые до сих пор кажутся невероятными. Так, «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина был продан за $416 тыс. Именно в эпоху перестройки начал формироваться и открытый внутренний арт-рынок неофициального искусства — в Москве открылись первые частные галереи.


11 лекция
Искусство 1990-х, 1 часть

Первая лекция о российском актуальном искусстве 1990-х годов посвящена двум художественным направлениям — постконцептуализму (группе «Инспекция "Медицинская герменевтика"», в которую входили Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн и Юрий Лейдерман) и «московскому акционизму» (Анатолий Осмоловский и «Движение Э.Т.И.», Александр Бренер, Олег Кулик, группа «Нецезюдик»).


12 лекция
Искусство 1990-х, 2 часть

Лекция об одном из ярчайших явлений искусства начала 1990-х — художниках сквота (галереи) «В Трехпрудном переулке». Сквот в Трехпрудном был свободным, неформальным сообществом художников, в котором по четвергам устраивались выставки обитателей сквота и их друзей (96 выставок за неполные три года существования «галереи»). Среди главных героев Трехпрудного — Авдей Тер-Оганьян, Владимир Дубосарский и Валерий Кошляков.

Кроме того, часть лекции будет посвящена любимцам московской публики 1990-х — Владиславу Мамышеву-Монро, группе AES и Дмитрию Гутову.


Лекция 13
Отказ от формы («левое искусство»)

Основной тенденцией рубежа 1990-2000-х в России стало «нонспектакулярное искусство», отвергающее зрелищность и театральность более ранних художественных практик. Среди главных героев лекции — группа «Радек», программа Escape и галерея «Франция».


14 лекция
Утверждение формы («правое искусство»)

Лекция посвящена яркому явлению неофициальной художественной жизни Санкт-Петербурга — «Новой академии изящных искусств». «Новая академия» была основана Тимуром Новиковым и петербургскими художниками в 1989 году. Главной целью Академии в ее манифесте было объявлено сохранение классической эстетики в современной художественной практике, изучение традиционных техник изобразительного искусства, теории и истории искусства, современных технологий в контексте сохранения эстетических традиций прошлого. Саша Обухова расскажет в этой лекции о питерских неоакадемистах и их московских последователях.


15 лекция
Основные тенденции искусства 2000-х годов

В заключительной лекции цикла Саша Обухова остановится на ключевых явлениях русского актуального искусства 2000-х годов: возрождении концептуализма, коммерческом салоне в эстетике современного искусства, политическом активизме, а также расскажет о крупных художественных событиях начала нового тысячелетия.

Чтобы приложить видео, достаточно скопировать ссылку на видео прямо в поле комментария. Видео должно быть размещено на YouTube или Vimeo

  • А будут новые курсы, может по другим темам, неизвестно?
    0 8 января 2015 в 18:49